БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО

Источник материала:  
10.06.2012 11:28 — Разное

Все наблюдатели сошлись на том, что первый международный визит Владимира Путина в новом статусе президента России был символическим, ритуальным, публичной демонстрацией внешнеполитических приоритетов Кремля. Этим объясняется и его скоротечность.

Ни у России, ни у Путина нет ресурсов для того, чтобы задушить Беларусь.

Из выступления А. Лукашенко с посланием в парламенте 08.05.2012 г.

Беседа президентов продолжалась около часа, еще столько же времени было отведено на переговоры сторон в расширенном составе. Мы помним времена, когда встреча А. Лукашенко и В. Путина продолжалась целый день. И нынче проблем в отношениях двух стран накопилось много. Но все они оставлены на потом. Теперь президенту России было принципиально важно продемонстрировать, кто является главным союзником. Сам факт первого визита в Минск много важнее содержания и итогов переговоров.

Смысл этой демонстрации состоит в том, что Москва в своей внешней политике будет делать акцент на постсоветское пространство, на укрепление статуса региональной сверхдержавы. И приоритетом будет проект по созданию Евразийского союза. Поэтому при определении первой страны посещения выбор был между Беларусью и Казахстаном.

В последние годы в экспертной среде были популярны рассуждения о том, что проект «Союзное государство» умер, что после российско-грузинской войны и отказа Минска признать независимость Южной Осетии и Абхазии Беларусь больше не является главным союзником, что отношения между В. Путиным и А. Лукашенко испорчены вконец, что Москва только и думает о том, чтобы поменять белорусского лидера на кого-нибудь другого, более послушного. И российские СМИ давно и окончательно вынесли приговор А. Лукашенко и созданной им белорусской социальной модели.

Но визит президента России показал, что все возвращается на круги своя. И главным фактором, который обусловил этот сoming back, стал антизападный тренд в политике Москвы, который выявился еще в ходе избирательной кампании В. Путина и не завершился, как многие предсказывали, с ее окончанием. Отказ российского лидера ехать в США на саммит «Большой восьмерки» был в этом смысле очень показательным. У Казахстана особых проблем в отношениях с Западом нет. А Беларусь находится в затяжном конфликте с США и ЕС. Это и определило выбор первой страны посещения. Что подтверждается совместным заявлением президентов, принятым в Минске, в котором стороны выражают готовность совместно бороться с санкциями и давлением со стороны внешних сил, т. е. США и ЕС.

Откуда такая аллергия на Запад у В. Путина? Представляется, что российский президент оказался сильно травмирован теми акциями протеста, которые потрясали Россию в течение последних полгода. Они получили моральную и политическую поддержку со стороны США и Европы.

В. Путин получил тяжелую психологическую травму еще в ходе украинской «оранжевой революции», которая тогда была объявлена Москвой коварным антироссийским заговором Запада. С тех пор любые народные протесты на улице, в какой бы стране они ни происходили, будь то Беларусь или государства арабского Востока, рассматриваются в Кремле как кошмарный оранжевый призрак. Этим отчасти объясняется стремление любой ценой помочь ближневосточным диктаторам удержаться у власти. А тут народ вышел на улицы в самой России. Можно представить весь ужас, который пережил режим тандемократии. Не случайно официальная российская пропаганда объявила участников уличных протестов агентами США. Трагедия политического класса России состоит в том, что понятие «демократия» у него отождествляется с антироссийским заговором Запада.

А новейшая история показывает, что как только отношения России и Запада обостряются, так сразу же увеличивается политический вес Беларуси во внешней политике РФ. В практическом плане это означает, что Минск получает дополнительные преференции.

Очень показательным индикатором белорусско-российских отношений стало обещание В. Путина выделить Беларуси очередной транш Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $440 млн. Дело в том, что фонд дает Беларуси кредиты на определенных условиях, которые белорусская сторона обязалась выполнять. И обязательства Минска зафиксированы в соответствующих соглашениях, подписанных нашими официальными лицами. Кроме резкого сокращения бюджетного финансирования госпрограмм, руководство Беларуси должно в течение трех лет продавать государственные предприятия на сумму $2,5 млрд в год. В 2011 г. это условие было выполнено за счет продажи компании «Белтрансгаз» российскому «Газпрому».

В этом году правительство также подготовило план приватизации госпредприятий, которые предполагалось выставить на аукционы. Но неожиданно на совещании в марте А. Лукашенко отверг этот план. Это сопровождалось звучными заявлениями, что в Беларуси не будет приватизации ради желания каких-то иностранных субъектов. Президент отметил, что никакие списки для приватизации не нужны, мы можем продать любое предприятие, если найдется инвестор, готовый заплатить назначенную нами сумму. В выступлении с посланием в Национальном собрании белорусский лидер обусловил продажу белорусских активов выполнением сложной системы процедур. Дескать, сначала согласие на приватизацию должен дать трудовой коллектив, затем — местные органы власти, потом — соответствующее министерство, и на самом финише надо получить санкцию президента.

Иначе говоря, А. Лукашенко приостановил процесс приватизации, дезавуировал подписанные белорусской стороной соглашения, обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Это откровенная фига в адрес Москвы, или, грубо говоря, очередное «кидалово». Не случайно фонд отказался выделять очередной транш кредита, который должен был поступить еще в феврале. Плюс выявились махинации с контрабандой белорусских нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей.

Все ожидали, чем ответит Москва. Было много прогнозов, что после президентских выборов В. Путин начнет серьезно разбираться с А. Лукашенко.

И президент России ответил: $440 млн выделяются без всяких условий, в виде подарка. Одновременно начинается кредитование Россией строительства белорусской АЭС. В. Путин отметил, что за короткое время по разным каналам РФ оказала помощь Беларуси в $5 млрд.

Таким образом, курс России на возвращение к субсидиям белорусской экономики, выявившийся перед Новым годом, получил закрепление в ходе этого визита В. Путина. Схема «дешевые газ и нефть (и кредиты) в обмен на поцелуи» реанимирована. Политика перехода на мировые цены, рыночные отношения с Беларусью, провозглашенная Москвой в 2006 году, отброшена. Все вернулось в прежнюю колею. Надолго ли? С учетом непредсказуемости российской политики, на этот вопрос не может ответить никто.

Но теперь А. Лукашенко сиял. Он чувствует себя победителем, заявляя, что стороны достигли «полного взаимопонимания по всем ключевым вопросам». Президент Беларуси встречал своего российского коллегу в аэропорту и провожал до самого трапа самолета. Что бывает очень редко, только в исключительных случаях. И изливал благодарности: «Я вам очень благодарен за этот визит. Этот визит важнейший за многие экономические договоренности Беларуси и России»

Его можно понять. Теперь белорусскому лидеру не нужно будет менять свою политику. Не надо проводить такие ненавистные ему реформы. Нет острой необходимости нормализовать отношения с Западом. Не нужно освобождать политзаключенных, можно даже набирать новых, что уже и делается (В. Парфенков). Не случайно под конец встречи он приказал открыть шампанское.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

 

←СМЕРЦЬ РАМАНТЫКІ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика