ДЕШЕВЫЙ ФАРС
Как известно, история повторяется два раза. Один раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. Когда читаешь сообщение о судебном иске работницы Мозырского НПЗ Марины Цыблиенко в отношении оппозиционера Виктора Ивашкевича за его призыв к санкциям, то сразу приходит мысль, что нечто подобное уже было.
Как мать, — говорю, — и как женщинаТребую их к ответу!
Александр Галич
В начале 1953 года советские газеты много писали о бдительной советской женщине Лидии Тимашук, которая в своих письмах в «компетентные органы» разоблачила заговор врачей. На основании ее показаний были арестованы известные медики, лечившие высших государственных деятелей. Так начиналось печально знаменитое «дело врачей». Газета «Правда» тогда писала: «Еще совсем недавно мы не знали этой женщины... Теперь имя врача Лидии Федосеевны Тимашук стало символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины. Она помогла сорвать маску с американских наймитов, извергов, использовавших белый халат врача для умерщвления советских людей... Лидия Федосеевна стала близким и дорогим человеком для миллионов советских людей». Отважную патриотку Л. Тимашук за проявленную бдительность наградили орденом Ленина.
Особенно умиляет попытка белорусских властей реинкарнировать стилистику сталинских времен. «Мне нужна стабильность, как матери, как женщине», — аргументировала М. Цыблиенко свою позицию в суде. «То, как простой работник ОАО «Мозырский НПЗ» Марина Цыблиенко противостояла так называемому псевдополитику Ивашкевичу, заслуживает самого большого уважения. Марина — молодец, она не побоялась выразить свою гражданскую позицию и показать этим господам, требующим введения санкций против наших предприятий…», — говорится в телеграмме профсоюзного комитета ОАО «Нафтан». Это как раз тот случай, когда простота хуже воровства.
Что еще роднит нынешнюю белорусскую историю с мрачными временами сталинизма, так это приговор суда, который обязал В. Ивашкевича написать письмо об отказе от своих заявлений по поводу введения санкций против Беларуси. Вдумайтесь в эту ситуацию: суд обязывает гражданина отказаться от своих позиций, взглядов, убеждений. В 1930 — 1950-е годы также от «врагов народа» требовали раскаяться, «разоружиться» перед партией и государством.
Приговор суда создает восхитительный политико-юридический прецедент. Теперь от любого оппозиционера, просто недовольного человека с помощью судебного решения можно потребовать поменять свои взгляды, принудить любить власть и президента. Это же какой простор для творчества открывается! Теперь с помощью судебных процессов можно легко и просто избавиться от всех политических оппонентов.
В чем смысл этой пропагандистской кампании? Она многофункциональна. Прежде всего, обращает на себя внимание, что таким образом власти признали эффективность и действенность европейских санкций. Больше года руководство Беларуси делало вид, что ограничительные меры ЕС для них абсолютно не важны. Пытались на них не акцентировать внимание общества, дабы лишний раз не напоминать людям о международной изоляции страны. Чиновники, попавшие под визовые санкции, говорили, что якобы не очень и хочется в эту Европу. Даже независимые СМИ писали, что все эти меры ЕС не дают никакого эффекта.
Однако с февраля — марта нынешнего года все резко поменялось. Готовность ЕС перейти к более решительным действиям, введение точечных экономических санкций привели к тому, что власти почувствовали реальную угрозу. Эта тема стала едва ли не главной во внешней и внутренней политике, официальной пропаганде. Посыпались протестующие заявления профкомов, подконтрольных властям общественных организаций (союза журналистов, союза адвокатов и пр.), по телеканалам стали показывать возмущенных граждан. Это значит, что европейские санкции возымели эффект, и делать вид, что ничего не происходит, стало уже невозможно.
И здесь к нашим властям пришло творческое озарение, они решили из этого большого минуса для экономики и внешней политики страны сделать большой пропагандистский плюс. По закону модели осажденной крепости. Дескать, если вокруг враги, то надо это использовать для мобилизации народа и его объединения вокруг власти.
Эта кампания должна решить следующие задачи. Во-первых, показать ЕС, что они вводят санкции не против правящей команды, а против народа. И этот народ возмущен.
Во-вторых, с помощью таких пиаровских методов дискредитировать оппозицию, натравить на нее обывателей. Дескать, не власти, а народ объявляет оппозиционеров «пятой колонной».
В-третьих, реабилитировать власть, снять с нее ответственность за социально-экономические проблемы в стране. Дескать, если бы не происки Запада и оппозиции, то давно бы уже все получали не меньше $500.
Удалось ли достичь поставленных целей? Что в сухом остатке?
Вряд ли можно такими дешевыми пропагандистскими трюками в чем-то убедить европейскую общественность. Не получится свалить на врагов вину за кризис, о чем свидетельствуют последние социологические опросы. Главными виновниками в своих проблемах население считает президента и правительство. Возможно, только удалось несколько подпортить имидж оппозиции.
В любом случае, кампания как-то сама собой выдыхается. Против оппозиционеров подано всего два судебных иска. Во втором случае против Д. Усса выступил работник ОАО «Гродно Азот» А. Емельянчик. И это весь возмущенный народ?
Очень показательно, что глава Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик в пылу полемики проговорился. Он сказал, что мы будем защищать авторов этих исков от шельмования. То есть оказывается, народ шельмует вовсе не оппозиционеров, а как раз этих «простых» народных представителей!
Использовать кондовые методы советской пропаганды в эпоху интернета не слишком разумно. Но других в их арсенале нет. Люди, отвечающие за официальный пиар, не могут выйти за пределы собственного жизненного опыта, который обременен тяжелым советским наследием.
Кстати, после смерти Сталина «дело врачей» было признано сфабрикованным. Жертв клеветы освободили, а Л. Тимашук лишена ордена Ленина специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ