Как в Витебске «охотятся» на «бордюрщиков»?
Корреспондент «Ежедневника» принял участие в «охоте» на нелегальных перевозчиков, которую организовали транспортная инспекция, ИМНС и ГАИ.
С 21 мая по 21 июня в стране проводится целевой комплекс профилактических мероприятий с условным названием «Внимание, такси!».
Цель мероприятий, которые реализует Транспортная инспекция Минтранса, исключение нарушений законодательства при перевозке пассажиров автомобилями такси. Среди них – выявление нелегальных перевозчиков, то есть тех, кто осуществляет перевозки пассажиров, не имея на это лицензии. В народе таких называют «бордюрщиками».
Сразу надо отметить, что выявить нелегального перевозчика – занятие не из простых. Для этого надо проводить специальную операцию с участием сразу трех ведомств – Транспортной инспекции, ИМНС и ГАИ. Потому как мало просто вычислить нелегала. Надо доказать сам факт нелегальных перевозок, чтобы потом им можно было оперировать в суде. Самый действенный способ в этом деле – провокация, или, как говорят налоговики, задержание с подсадкой. Или «контрольная закупка». Два таких задержания - и нарушителя можно привлекать к административной ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, что влечет наказание в виде солидного штрафа.
«Охота» в ночном городе
В одном из таких рейдов по ночному Витебску пригласили принять участия и журналиста.
В «час икс», а на часах было около полуночи, встретились сотрудники транспортной инспекции, инспекции по налогам и сборам Октябрьского района Витебска, представители ГАИ и ваш покорный слуга. Подготовка рейда, напоминала планирование «боевой» операции. Вначале мы определяемся, где можно отыскать потенциальных нарушителей, потом определяем, где их будут ждать в засаде сотрудники ГАИ. Машину с подсадными пассажирами не в коем случае нельзя упускать из виду. Мало ли что? Потом девушки, выступавшие в роли «пассажиров» договариваются, что и как они будут говорить «бордюрщику» чтобы тот их не расшифровал раньше времени. В общем, все очень серьезно.
Наш автомобиль, а это личная машина сотрудника транспортной инспекции, несется в сторону Пролетарской площади Витебска. По разведданным транспортников там постоянно дежурят несколько нелегалов. Действительно, подъезжая к месту назначения, замечаем подозрительный «Мерседес» с фонарем на крыше. В его салоне откровенно скучает водитель. Девушки из ИМНС фотографируют на всякий случай денежные купюры, которые им предстоит отдать за поездку нелегалу, и выходят на задание. Чтобы не привлекать внимание водителя «Мерседеса» операция начинается на дальних подступах. И, видимо, это помогает водителю. Скорее всего, устав от ожидания пассажиров в безлюдную ночь, он уезжает с места раньше, чем туда подошли сотрудницы налоговой инспекции.
Мы передислоцируемся тоже в другое место. Схема прежняя. Видим авто с водителем на бойком месте, девушки выходят, просят подвести их по нужному адресу, но водитель наотрез отказывается брать их к себе в машину. Толи что-то заподозрил неладное, толи действительно кого-то ждал, а не занимался частным извозом.
Ночью вообще-то на витебских улицах очень спокойно. Ни машин, ни людей. Мы уже было отчаялись, думали, что в этот раз так и не получится никого загнать в расставленные сети, как в самом центре Витебска, возле городской Ратуши, на глаза попалась «Волга» без желтых полос, но с «фонарем» на крыше. Операция приносит результат. Водитель «Волги» соглашается везти девушек в назначенное место. Как только те расплачиваются с ним, машины блокируется сотрудником ГАИ и составляется акт о контрольной закупке.
«Ипэшник», как каторжанин
- Чувствовал что, что-то не то, - говорит мне водитель «Волги». – Обычно девушки выбирают иномарки, а тут прямой дорогой ко мне!
Как выяснилось, он более 15 лет за рулем. Работал долгое время в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего услуги автомобилем такси. Но в какой-то момент решил, что на этом много не заработаешь, и, как говорит он сам, иногда выезжает под «пиратским флагом» чтобы заработать на сигареты.
- Почему я больше не работаю, как «ипэшник»? Когда начинал, но наивно считал, что буду сам себе хозяин. Надо мной никакого начальства… На самом деле – это рабство. Вначале думаешь, как собрать деньги, чтобы заплатить диспетчерской за информационные услуги, потом - за предрейсовый техосмотр и медосмотр, после приходит время платить в Фонд социального страхования населения, потом приходит время платить единый налог. Получается, что я все время кому-то должен деньги. Вначале их собираешь, а после раздаешь. Я не поленился и подсчитал, что учитывая все расходы, мне выходило не более 30 процентов от заработанного. В принципе, во всех странах мира 30-процентная рентабельность считается очень даже не плохой. Но здесь нужно еще учитывать и оборот. А он в последнее время заметно упал. Чтобы заработать, нужно чуть ли не круглосуточно крутить баранку. Выходила примерно средняя зарплата по стране. Может, чуть выше. Устал я от таких гонок. Поседел весь к сорока годам.
Оставим эти философские рассуждения в сторонке. Нигде большие деньги легко не даются. Сейчас бывший таксист говорит, что уже подошла его очередь для обучения на водителя-международника, которые по рассказам его друзей, зарабатывают по тысяче долларов в месяц. Тут надо тоже отметить: это нелегкий хлеб. Как и в такси.
Нелегалы бьют по репутации нормальных таксистов
Такси, если речь идет о пассажирском транспорте – это транспорт для тех, кто ценит в первую очередь быстроту и комфорт передвижения. Однако, как показывают отзывы пассажиров, службы такси не всегда способны соответствовать ожиданиям клиентов. Конечно, большая часть претензий носит не абсолютный характер – это претензии к отдельным водителям такси той или иной службы. Тем не менее, потребители в таких тонкостях разбираться не должны – всего один невежливый таксист способен отвадить от конкретной службы такси множество клиентов и создать ей устойчивый негативный имидж. А еще обиднее для легальных таксистов, когда под их флагом работают недобросовестные «пираты». Или такие вот «бордюрщики».
Как рассказал начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой, нередко в Транспортную инспекцию звонят легальные таксисты и сообщают, что где-то на стоянке стоят нелегалы и называют номер и марку автомобиля. Оно и понятно.
Нелегалы могут нанести серьезный ущерб всему сообществу таксистов. Так что, увидев «чистый» автомобиль – без желтых номеров и наклеек, только с плафоном на крыше (как было в нашем случае), — не спешите в него садиться. Это не такси! Пассажиры редко обращают на это внимание. И иногда попадаются. Часто именно такие машины можно увидеть возле ночных клубов, около железнодорожного и автовокзала, на оживленных городских перекрестках. Даже на специализированной стоянке не всегда находятся исключительно легальные таксисты. И именно они нередко дискредитируют легальных таксистов. Да и цену каждый из «бомбил» придумывает сам, из головы. Одни везут дороже, потому что работают, как правило, с одной стоянки и вынуждены возвращаться из любой точки города на нее, родимую. Другие дешевле, но, не гарантируя даже того, что знают, куда вам надо ехать, плохо ориентируются в городе.
Таксистов в Витебске и так перебор
А еще рейд показал, что нелегалов в Витебске немного. «Волгу» мы выследили только в третьем часу ночи. Зато официальных таксистов больше чем достаточно.
Сейчас в Витебске услуги автомобилями-такси осуществляют 352 индивидуальных предпринимателей и 95 юридических лица. Среди последних, есть те, у кого только три машины, а есть и такие, у кого их двадцать. Крупных таксопарков в городе нет. Всего в перевозках пассажиров задействовано около 500 автомобилей.
Кроме того, в Витебске работает около десятка диспетчерских служб, осуществляющих информационные услуги. Среди крупных диспетчеров Витебска – транспортная компания «Натали», «Гостакси», «Столичное такси», «Семейное такси», «Телеком-гарант».
В целом среди таксистов имеется серьезная конкуренция, которая заставляет перевозчиков идти навстречу потребителям: снижать тарифы, проводить различного рода акции, направленные на привлечение клиентов, обновлять подвижной состав, приобретая более комфортабельные машины.
Легальное такси – это, прежде всего, качественная услуга. Поэтому, как бы не было сложно, одной из приоритетных задач Транспортной инспекции по-прежнему остается выявление нелегальных перевозчиков – за 5 месяцев в ходе таких рейдов с сотрудниками ИМНС уже выявлено 18 фактов осуществления безлицензионной деятельности. На три автомобиля судом наложен арест. Случаев конфискации автомобиля, а такая мера в законодательстве тоже предусмотрена, не было.
Но на одном из последних совещаний с участием представителей транспортной и налоговой инспекций, руководители хозяйственного суда пообещали, что при наличии добротной доказательной базы за ними дело не станет. А вы теперь знаете, что стоит выследить нелегала. И во второй раз он будет вести себя еще осторожнее.