Ни пуха, ни чешуи!
Охота и рыбалка — отчасти развлечение, но здесь не может быть никакой самодеятельности и неопределенности.
Беларусь охотничью, по слухам, ждут большие перемены. Кто-то “коллекционирует” версии глобальной реорганизации всего охотничьего хозяйства, кто-то гадает о возможных изменениях правил охоты и рыбалки. Чтобы получить достоверную информацию, редакция “НГ” пригласила на прямую линию председателя Республиканского государственного общественного объединения “Белорусское общество охотников и рыболовов” Юрия ШУМСКОГО.
На чьей стороне преимущества?
— В настоящее время наблюдается тенденция увеличения площадей охотугодий под зоны преимущественной охоты на копытных, что сильно сокращает возможность охотиться на пушных зверей, пернатую дичь. Предполагается ли как-то учесть желание охотников по пуху и перу охотиться на таких территориях, а где-то и фактически вернуть себе такие территории для охоты? Есть ли возможность проводить некоторые виды охоты по пуху и перу в таких зонах, если нет — то какие тому причины?
Дмитрий, Минск
— Анализ доходов основной массы охотхозяйств показал, что преимущественно прибыль приносит охота на копытных зверей, а значит, ей и приоритет перед всеми остальными. Но обижать “зайчатников” мы тоже не намерены. Нужно искать компромисс. Я уже поручил охотоустроительной службе и своим работникам разобраться с зонами преимущественного ведения охоты на копытных зверей. Какие-то из них будут упразднены, на некоторых, наоборот, запреты усилятся. В итоге для каждого охотхозяйства будут рассчитаны предельно допустимые нагрузки на угодья.
Планируем закрыть для охоты на зайцев и птиц зоны, где имеется перспектива для расселения оленя или лося, которые легко уязвимы для факторов беспокойства. А вот на некоторых территориях запреты будут действовать лишь ограниченно.
Я считаю, что в подобных зонах можно разрешать охоту на зайца, лисицу, но только если у собаки будет полевой диплом. Ведь не имеющая “корочки” собака будет легко бросать след зайца и переходить на косулий или олений, распугивая их на много километров вокруг.
Что касается охоты на птицу в особых зонах, то я, как руководитель и охотник, за то, чтобы разрешить подобную охоту, но только под руководством егеря.
Не энтузиазмом единым
— К сожалению, на данный момент это дело развивается недостаточно. Разведением породистых охотничьих собак занимаются только энтузиасты. А все потому, что сегодня в равных условиях находятся собаки с родословной и без нее (приравненные к породистым). Мы предложили внести изменения в Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, чтобы стимулировать развитие племенного собаководства. И в первую очередь расширить сроки охоты с такими дипломированными и прошедшими полевые испытания собаками на зайца, лисицу, копытных животных. Положительный опыт уже имеется, когда-то именно такие меры способствовали развитию белорусского собаководства. |
“Утино-гусиные” перспективы
— Юрий Иванович, правда ли, что наши охотничьи хозяйства не могут обойтись без трех месяцев весенней охоты на птиц? Ведь даже в России она нигде не открывается более чем на две недели.
Александр ВИНЧЕВСКИЙ
— Защитники природы уделяют большое внимание мигрирующим, пролетным и гнездящимся у нас охотничьим видам птиц. Бытует мнение, что весенняя охота подрывает популяции пернатых. Однако наблюдения показали, что основные пути миграции птиц из Европы обходят Беларусь стороной. Через Балтику “пернатый трафик” составляет сотни тысяч гусей, а над нашей страной пролетает лишь малая их часть. Сколько из нашего “ручейка” гусей могут добыть охотники? Я, например, сам заядлый охотник, но мне удалось добыть только одну птицу, истратив при этом почти два десятка патронов.
Есть, конечно, профессионалы, которые тщательно готовятся к сезону охоты на пернатых и сопровождают перелетных гусей от Бреста до Витебска, однако таких фанатов — считаные единицы. Поэтому могу утверждать, что урона популяции гусей белорусские охотники не наносят. Больше им вредят европейские стрелки, к которым гуси в огромном количестве прилетают на зимовку.
Теперь что касается утки. Сегодня наши охотники поставлены правилами в такие условия, что при всем желании добыть много птиц не получится. Если раньше можно было с ружьем ходить по берегам водоема или по болоту, то сейчас стрелок вынужден сидеть в засаде и разрешенными способами подманивать крякву к себе. Разрешена охота только с помощью чучел или подсадных уток. На такую приманку слетаются лишь селезни, да и то из числа не нашедших себе пару. Разведение и содержание подсадных уток — целая наука. Без них охотнику приходится “крякать” с помощью манка. Малейшая ошибка, не та тональность — и селезень почует фальшь, не прилетит. О каком же вреде для популяции кряквы может идти речь, если у охотника есть возможность добыть всего одну-две утки в день, да и то, если очень повезет?
Птицам больше вреда приносят мелиорация, осушение болот, зарастание растительностью пойм рек и так далее.
Цены скачут
— У рыбаков вызывает недоумение такое резкое повышение цены на любительский лов на арендованном БООР Лошанском водохранилище: для членов БООР — 40 тысяч рублей, для остальных — 80 тысяч рублей. В результате рыбалка на этом водохранилище стала практически недоступна многим рыболовам, сейчас там практически никто не ловит. Чем вызваны такие высокие цены на любительский лов рыбы на арендованных БООР водоемах?
Андрей МАТУСКОВ, Минск
— Недавно я беседовал на эту тему с местным охотоведом. Дело в том, что с прежними расценками на любительский лов рыбы (10 тысяч рублей) водоем невозможно было содержать в надлежащем порядке. Не хватало денег даже на выплату зарплаты штатным работникам. Где взять средства на благоустройство территории водохранилища: организацию уборочных работ, установку биотуалетов, мусорных контейнеров и так далее? Да и цены нынче на месте не стоят. Сейчас даже рыбхозы продают карпа за 25—30 тысяч рублей за килограмм. А ведь при хорошем клеве на водохранилище можно поймать больше
рыбы.
Иное дело, что арендатор имеет право устанавливать расценки на лов рыбы по своему усмотрению. Не исключено, что с завершением работ по благо-устройству цены на любительскую рыбалку будут снижены.
Не лишний перерыв
— Действительно, возможны случаи, когда под выстрелами охотников весной может погибнуть свиноматка. Например, в марте, когда еще не сошел снег, свинья покидает поросят в логове и выходит на подкормочную площадку. Стрелок видит одиночного кабана и спускает курок. А последствия... На мой взгляд, весенний перерыв в охоте на кабана необходим. Ведь в случае гибели свиньи поросята обречены. Своих людей я уже готовлю к таким мерам. Даже если ограничения не будут введены в правила, в своих хозяйствах мы охоту в марте и апреле будем ограничивать. |