Куда идут загрязненные продукты с чернобыльских земель?
Производство продуктов с радиацией для Беларуси неизбежно.
Об этом в интервью Интерфакс заявил начальник управления реабилитации пострадавших территорий Департамента Геннадий Анципов.
- Да, у нас производится определенная часть сельхозпродукции, не удовлетворяющей самым жестким нормативам, - сказал он. – Дело в том, что по некоторой продукции применяется наиболее жесткая система нормативов. К примеру, для молочной продукции. Для масла требования несколько менее строгие, потому что в масло радионуклиды фактически не переходят.
Производство продукции ограниченного использования поддерживается на очень низком уровне. Все непригодное на пищевые цели идет на техническую переработку, на спирт, на фураж, с тем, чтобы к человеку, в конечном счете, поступило как можно меньше радионуклидов. И с этим наша страна справляется, накоплен большой опыт. Не только у ученых и специалистов, но и у практиков, которые работают на этих территориях, у руководителей хозяйств и районов.
В прошлом году в Беларуси было произведено почти 30 тысяч тонн зерна, непригодного на продовольственные цели по содержанию стронция-90. Это у нас наиболее критическая позиция. И все это зерно не идет на продовольственные цели. Проверка начинается, еще когда оно стоит в поле, – для того, чтобы его складировать отдельно. И ни одного килограмма этого зерна не идет на пищевые цели. А на спирт – да ради бога. Спирт, как вы знаете, абсолютно чист в силу специфики технологии его производства – цезий и стронций в него не переходят.
У нас было загрязнено 23% территории. Сельское хозяйство в стране равномерно распределено. Считайте, это затронуло четверть общей продукции сельского хозяйства. Можем мы без нее обойтись или нет? Можно было бы, если бы были средства на ее покупку где-то еще. Но это невозможно, – обосновал эксперт необходимость эксплуатации земель, пострадавших от аварии на ЧАЭС.