В новых реалиях
Алексей АВТОНОМОВ, член Комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства Беларуси и России, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, директор Центра сравнительного права ВШЭ, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, главный редактор журнала «Государство и право», доктор юридических наук:
– Считаю, что потенциал Союзного государства еще пока, к сожалению, полностью не раскрыт. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в условиях институциональной недостроенности Союзного государства экономические отношения России и Беларуси постоянно развиваются. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, больно ударил по экономике в целом, что не могло не отразиться на экономическом сотрудничестве Беларуси и России, но и после спада 2009 года это сотрудничество стало возрастать. В то же время реализуются программы Союзного государства, что благоприятно отражается на состоянии экономики России и Беларуси.
Если говорить о статусе Союзного государства в новом интеграционном процессе, то, как показывает опыт, создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а затем формирование Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза отнюдь не снизили насущности дальнейшего развития Союзного государства Беларуси и России. Вместе с тем Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это новые экономические и геополитические реалии, которые не могут не оказывать влияния и на жизнь Союзного государства. При этом некоторые из предметов ведения, переданных и Союзному государству, и Таможенному союзу, а затем – Единому экономическому пространству, совпадают. К таким предметам ведения относятся, в частности, обеспечение свободного перемещения людей, товаров, капиталов, создание равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов, проведение единой таможенной политики и прочее. Таким образом, органы Союзного государства и органы Таможенного союза и Единого экономического пространства наделяются, согласно соответствующим учредительным договорам, полномочиями по решению одних и тех же, причем весьма важных, вопросов. Конечно, никакой соподчиненности органов Союзного государства и органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также иерархии между их актами не существует, да и не может существовать. Получается, что на территории России и Беларуси могут одновременно действовать нормы, регулирующие упомянутые выше и некоторые другие вопросы, принятые в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства, имеющие одинаковую юридическую силу, но при этом необязательно одинаковое и даже, возможно, противоречащее друг другу содержание. В результате этого единообразия регулирования ряда вопросов достичь не удастся, и неясно, какими нормами должны руководствоваться органы и граждане Беларуси и России. Какой же из этого может быть выход? Как известно, Союзное государство, в соответствии с Договором о его создании, вправе заключать международные договоры по предметам его ведения, то есть по упомянутым выше и некоторым другим вопросам. Следовательно, Союзное государство может присоединиться к договорам о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, соглашениям, принятым в развитие этих договоров. Благодаря присоединению к таким договорам и соглашениям Союзное государство возьмет на себя обязательства по их реализации, а это означает, что акты, принятые органами Союзного государства, должны соответствовать этим договорам и соглашениям.