Дым без огня

Источник материала:  
19.04.2012 — Разное

Почему знания по основам безопасности жизнедеятельности так быстро выветриваются из сознания школьников?

Именно этот вопрос становится главным после любого ЧП. И пожар в Россонской средней школе им. Машерова, о котором недавно говорила вся страна, не стал исключением: больше всего обсуждали тот факт, что школьники не смогли правильно сориентироваться в экстремальной ситуации через неделю после дня гражданской обороны. Учения, как всегда, проводились для галочки? Или проблема все-таки в чем-то другом?

Условия, приближенные к боевым, — так бы назвали военные то, что произошло в Россонах. Напомню, 7 марта в начале первого урока в школе сработала пожарная сигнализация, коридоры невероятно быстро заполнились дымом — загорелась макулатура под лестницей, ведущей к запасному выходу. Из здания эвакуировали 575 детей и 36 преподавателей. Ученики 9 “Б” класса не дождались спасателей с раздвижными лестницами и стали прыгать из окон третьего этажа на крышу школьного перехода. Итог: из-за пустякового, по сути, пожара восемь человек получили переломы и вывихи.

— Этот случай показал в реальности, кто чего стоит, и хотя пресса акцентирует внимание на ошибках, надо отметить и положительный факт: более 600 человек вели себя адекватно ситуации. Обнаружив, что путь к выходу сильно задымлен, дети плотно закрыли двери в классах и ждали помощи возле окон, — говорит Игорь Урбан, начальник отдела организации обучения населения и профессиональной подготовки Витебского областного управления МЧС. — Причины пожара и вину конкретных лиц установит следствие, мы же снова убедились в том, что в преподавании ОБЖ упор надо делать на практические занятия.

Предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” сегодня уже не является обязательным. Это факультативный курс, который младшие школьники посещают дважды в месяц, а ученики 5—9-х классов — раз в неделю. Оценки детям не ставят, проверка знаний проходит в форме игр, викторин и конкурсов.

— Опыт показывает: чем старше ученики, тем хуже посещаемость факультатива и ниже качество подготовки, — констатирует Игорь Урбан. — Сразу после пожара мы провели внеплановое тестирование. Пятиклашки дали 94 процента правильных ответов, а девятиклассники — всего 60 процентов. Чтобы повысить ответственность при обучении, еще в прошлом году Министерство по чрезвычайным ситуациям инициировало возвращение предмета ОБЖ в список обязательных дисциплин, и после случая в Россонах с таким предложением еще раз выступили руководители управления по ЧС и управления образования Витебского облисполкома.

Оценка, конечно, серьезный стимул для ученика, только решит ли это проблему? С таким вопросом я отправилась в рейд по сельским школам Шумилинского района.

— Теоретические знания, особенно неиспользуемые, постепенно забываются в любом случае, а для практического обучения навыкам безопасности нужна не только соответствующая материальная база, но и серьезная подготовка педагогов, — считает Андрей Романов, преподаватель ОБЖ Башневской средней школы. — Всем известно, что в экстремальной ситуации человек часто теряется, но, когда речь идет о детях, здесь необходимо четкое руководство старших. Взрослые должны управлять ситуацией, не паниковать, и это касается каждого педагога, а не только тех, кто преподает основы безопасности.

Директора всех школ, где я побывала, очень серьезно отнеслись к моему визиту, что, впрочем, неудивительно: после ЧП в Россонах на них обрушился шквал проверок. И только один осмелился высказать крамольную мысль о том, что в школах стали слишком часто кричать слово “пожар” и дети уже не воспринимают информацию о правилах поведения — надоело. Судите сами. Кроме уроков ОБЖ, учителя проводят день охраны труда раз в квартал, неделю безопасности каждый месяц, месячник безопасности и охраны труда два раза в год, в конце концов, эвакуация теперь в школах проводится раз в четверть (раньше она была ежегодной). Сюда же добавьте конкурсы рисунков, команд юных пожарников и прочее, и прочее, и прочее...

Показательный факт: в марте во время тестирования по правилам безопасного поведения в Россонской школе ученики старших классов явно нарочно выбирали самые глупые варианты ответов. То есть даже после реального ЧП, зная, что одноклассники в больнице, подростки отвечали на вопросы “по приколу”.

Вот она, основная причина многих трагедий — несерьезное отношение к возможной опасности. “Война — войной, а геометрия — геометрией” — так однажды отреагировала учительница моего сына на учебный сигнал тревоги, не позволив начать “эвакуацию”, пока все не дописали решение задачи. И это единственное событие, связанное с обучением гражданской обороне, которое произвело на него  неизгладимое впечатление. Неправильное с точки зрения навыков выживания, но абсолютно верное в смысле общего ощущения наигранности и фальши. Что же удивляться “пробке в ушах” на занятиях ОБЖ, а потом — панике, которая возникает из-за незнания элементарных правил?

←Наровля-Сити

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика