Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр
На основании подпункта 6.201 пункта 6 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 384, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 5 апреля 2012 г.
Министр В.Н. ПОЛУЯН
------------------------------------------
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства
по налогам и сборам
Республики Беларусь
29.02.2012 № 8
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр
1. Настоящие Типовые правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 июля 2000 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201; 2005 г., № 196, 2/1165), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 352 «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 52, 5/22052).
2. Настоящие Типовые правила устанавливают особенности принимаемых мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса и используются организаторами азартных игр для разработки правил внутреннего контроля.
3. Для целей настоящих Типовых правил используются термины, определенные Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 5, 1/6157; 2010 г., № 279, 1/12109), а также следующие термины:
анкетирование – составление документа, содержащего сведения об участнике финансовой операции;
ответственное должностное лицо – лицо, ответственное за выполнение правил внутреннего контроля;
система внутреннего контроля – внутренний контроль, организационная структура, методика и средства осуществления внутреннего контроля;
подозрительная финансовая операция – финансовая операция, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.
4. Целями системы внутреннего контроля являются:
предотвращение вовлечения организаторов азартных игр в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
выявление финансовых операций, подлежащих особому контролю;
своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в орган финансового мониторинга;
обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о финансовых операциях и их участниках, а также о принимаемых мерах по выявлению и предотвращению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности;
обеспечение подготовки и передачи работниками, осуществляющими финансовые операции, ответственным должностным лицам сообщений о финансовых операциях, подлежащих особому контролю.
5. Идентификация участников финансовых операций проводится на основе анкетирования.
Анкеты заполняются работником, осуществляющим финансовую операцию, на основании документов, представляемых участником финансовой операции.
При идентификации участников финансовой операции работники, осуществляющие финансовые операции, предпринимают меры по выявлению из числа участников финансовых операций политически значимых лиц иностранных государств и международных организаций (высшие государственные должностные лица иностранных государств, руководители международных организаций и их постоянных представительств в Республике Беларусь), а также организаций, бенефициарными владельцами которых они являются. К таким мерам относятся получение информации от самого участника финансовой операции, из государственных информационных ресурсов, средств массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет и др.
При возникновении у работника, осуществляющего финансовую операцию, подозрений в достоверности ранее полученных сведений он обязан провести повторную идентификацию участника финансовой операции.
6. Ответственное должностное лицо должно назначаться из числа работников, имеющих высшее юридическое или экономическое образование и стаж работы не менее года в должности не ниже заместителя руководителя организации либо руководителя структурного подразделения, осуществляющего операции с денежными средствами, иным имуществом.
Ответственное должностное лицо выполняет следующие функции:
организует проведение идентификации участников финансовых операций;
принимает решения об отнесении (неотнесении) финансовой операции к финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представлении сведений о ней в орган финансового мониторинга, а также о дальнейших действиях в отношении участника финансовой операции;
проверяет правильность и полноту заполнения работниками специальных формуляров в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 53, 5/22072), а также своевременность их представления в орган финансового мониторинга;
оказывает работникам помощь по вопросам, возникающим при выполнении правил внутреннего контроля, идентификации участников финансовой операции и заполнении специальных формуляров;
организует проведение и участвует в проведении обучения работников по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
организует проверку знаний работников в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также участие в таких проверках;
иные функции, предусмотренные правилами внутреннего контроля и законодательством Республики Беларусь в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
7. Общее руководство по осуществлению внутреннего контроля обеспечивается руководителем организатора азартных игр.
8. Критериями выявления и признаками подозрительной финансовой операции являются:
немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении участником финансовой операции документов, необходимых для идентификации участника финансовой операции, либо чрезмерная озабоченность участника финансовой операции вопросами обеспечения конфиденциальности предоставленных сведений;
необоснованная поспешность проведения финансовой операции, на которой настаивает участник финансовой операции;
представление участником финансовой операции для проведения финансовой операции удостоверяющих личность документов, подлинность которых вызывает сомнения;
сложности, возникающие при проверке предоставляемых участником финансовой операции сведений, предоставление информации, которую невозможно проверить;
неоднократное получение (выплата) средств в крупных суммах от организатора азартных игр;
осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков такие финансовые операции вызывают подозрение, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.
Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет, при наличии хотя бы одного из условий, перечисленных в статье 6 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».
9. При выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, ответственное должностное лицо должно руководствоваться:
сведениями, полученными в ходе идентификации участника финансовой операции;
сведениями об осуществленных за предыдущий период финансовых операциях.
10. Документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, определенных абзацами вторым — пятым части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», осуществляется в журнале учета сведений о финансовых операциях (далее – журнал), который ведется в каждом игорном заведении, местонахождение которого указано в специальном разрешении (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
В журнале фиксируются следующие сведения:
вид финансовой операции и основания ее осуществления;
дата осуществления финансовой операции и сумма, на которую она осуществлена;
сведения, необходимые для идентификации участников финансовой операции;
иные сведения, определенные организатором азартных игр.
Журнал ведется на бумажном носителе или в электронном виде. Журнал, который ведется на бумажном носителе, должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен подписью руководителя организатора азартных игр.
При ведении журнала в электронном виде в конце рабочего дня (смены), в котором выявлены финансовые операции, указанные в части первой настоящего пункта, листы журнала выводятся на печать, подписываются работником, осуществляющим фиксирование финансовых операций. Нумерация листов выходных форм журнала осуществляется в порядке возрастания с начала календарного года, а в последней выходной форме за календарный год указывается общее количество листов журнала за календарный год.
11. При выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, осуществляются следующие действия:
работником, осуществляющим финансовую операцию, проводится идентификация участника финансовой операции и составляется сообщение по форме, определенной организатором азартных игр, или по форме специального формуляра, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367. Сообщение может составляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде;
сообщение, а также необходимые документы по финансовой операции передаются работником, осуществляющим финансовую операцию, ответственному должностному лицу;
при наличии (отсутствии) обоснованных подозрений для отнесения финансовой операции к финансовой операции, подлежащей особому контролю, ответственное должностное лицо принимает решение о признании (непризнании) соответствующей финансовой операции финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и предоставлении (непредоставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.
Решение ответственного должностного лица о признании (непризнании) финансовой операции финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и предоставлении (непредоставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга и его обоснование оформляются записью в сообщении. Если форма сообщения соответствует форме специального формуляра и ответственное должностное лицо принимает решение о признании отражаемой в нем финансовой операции финансовой операцией, подлежащей особому контролю, запись в сообщении может не оформляться.
Сообщение хранится в электронном виде или на бумажном носителе. Сообщения, по которым принято решение о непредставлении специального формуляра, регистрируются должностным лицом, осуществляющим регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, в журнале учета сообщений, форма которого утверждается организатором азартных игр самостоятельно. Ведение журнала учета сообщений может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой пункта 10 настоящих Типовых правил.
12. При выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, должностным лицом, осуществляющим регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, регистрируется финансовая операция в специальном формуляре в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367.
13. Хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения об участнике финансовой операции, должно обеспечиваться в течение не менее пяти лет с даты идентификации участника азартной игры в игорном заведении, а вторых экземпляров специальных формуляров, документов либо заменяющих их копий, связанных с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, не менее пяти лет со дня заполнения специальных формуляров.
Вторые экземпляры специальных формуляров и иные документы, связанные с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, хранятся в сейфе или ином месте, исключающем доступ посторонних лиц.
Доступ к этим документам предоставляется работникам, осуществляющим регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением и (или) совершением финансовых операций, подлежащих особому контролю, и ответственному должностному лицу.