Сунь Ятсен и доктор Руссель
Долгие годы дружили между собой известный революционер, первый президент Китайской Республики, и поистине легендарный белорус. Что же их сближало?
Недавно Китай отметил 100-летие Синьхайской революции, в результате которой была свергнута Цинская феодальная династия и открылась новая эра в истории Поднебесной. Знаменательное событие неразрывно связано с именем замечательного китайского революционера-демократа Сунь Ятсена. Во время путешествия по великой стране мне посчастливилось прикоснуться к памяти о нем и узнать много интересного из его жизни. Итак, лишь некоторые наиболее значительные штрихи биографии Сунь Ятсена, история его дружбы с Николаем Судзиловским, замечательным сыном белорусского народа, который широко известен как доктор Руссель.
Мемориал в Нанкине
Нанкин по праву гордится тем, что здесь сооружен величественный мемориал в честь Сунь Ятсена. Он находится у южного склона одного из пиков горы Цзыцзиньшань. Когда мы приехали сюда и посмотрели на мемориал, признаюсь, у меня дух захватило.
— Все иностранцы, посещающие мемориал, удивляются, насколько он велик, — говорит Джу, сотрудник местного отделения агентства Синьхуа. — И мы, китайцы, также восхищаемся мемориалом. Что ж, Сунь Ятсен вполне заслужил такую нашу память и уважение. Думаю, вам, нашим друзьям из Беларуси и коллегам по профессии, интересно будет узнать, как жил и боролся за народное счастье этот человек. Сейчас же нам предстоит нелегкий подъем в такую жару — 392 ступени по лестнице вверх…
Что после Синьхайской революции?
В ХХ веке Китай пережил три великих перелома, взрастил трех великих деятелей: Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина. Сунь Ятсен начал свою революционную дея-тельность в 1894 году (20-й год правления императора Гуаньсюя династии Цин). Ему только 28 лет, он одержим своей идеей, отдает ей все свои силы и энергию. Считает, что для создания независимого и могучего Китая необходимо прежде всего революционным путем свергнуть прогнившее цинское правительство.
В 1905 году, находясь в эмиграции в Японии, Сунь Ятсен создал буржуазно-революционную партию Тунмэнхой. Шесть лет провел в неустанной борьбе, и наконец в 1911 году вспыхнуло Учанское восстание, положившее начало Синьхайской революции. Революция покончила с 2000-лет-ним господством в стране феодальной монархии и привела к созданию Китайской Республики. Первым ее президентом стал вернувшийся из эмиграции Сунь Ятсен.
Со временем Сунь Ятсен понял: самое большое препятствие на пути строительства независимого, демократического и могучего Китая — империалисты. Именно они проводят политику агрессии и угнетения страны, поддерживают реакционные феодальные силы. На кого опереться, чтобы одолеть такого сильного противника? Похоже, история в то время была благосклонна к Сунь Ятсену. В России победила Великая Октябрьская революция, оказавшая на него большое влия-ние. Во-вторых, в Китае после событий 4 мая 1919 года вспыхнуло молодежное, рабочее и крестьянское движение, и Сунь Ятсен понял его возможности. Оценил силу Компартии Китая, решительно встал на путь сотрудничества с ней.
Продолжил Дэн Сяопин
Вера в светлое будущее своей родины не покидала Сунь Ятсена никогда, даже в самые тяжелые времена. Уже вскоре после победы Синьхайской революции он выдвинул смелый проект: за десять лет проложить сто тысяч километров железных дорог, считая его коренным мероприятием в индустриализации Китая. Сунь Ятсен разработал и выдвинул грандиозный план строительства.
Хотя этот замысел в то время не мог быть реализован, но верил в него революционер беззаветно. Он считал, что в ходе строительства следует проводить политику контактов с заграницей, использовать иностранный капитал и технику, сохраняя при этом суверенитет. Увы, и для этого тогда еще не настало время, но ценность такой мечты была высокой. Что касается народного благосостояния, то еще в 1905 году Сунь Ятсен вместе с некоторыми своими товарищами видел его как синоним социализма.
К сожалению, Сунь Ятсен так и не увидел воочию победу национально-демократической революции в Китае — он безвременно скончался 12 марта 1925 года в Пекине. В 1929 году гроб с его прахом был перевезен в Нанкин и там погребен. Пройдут десятилетия, во всю мощь поднимется Китайская Народная Республика. Мудрый Дэн Сяопин разработает со своими единомышленниками и будет настойчиво проводить в жизнь смелую по замыслу политику реформ и открытости. В ее сути и содержании, целях и задачах, замечательных достижениях Китая, удивляющих ныне весь мир, живут благородные и сокровенные мечты Сунь Ятсена — славного сына китайского народа.
Родом из Могилева
А сейчас о дружбе двух знаменитых людей — китайца и белоруса. Довольно интересные сведения на сей счет содержатся в книге М.И. Иосько «Николай Судзиловский — Руссель». Она есть в моей домашней библиотеке, позволю себе кое-что почерпнуть.
Николай Судзиловский родился 3 декабря 1850 года в Могилеве, в обедневшей белорусской дворянской семье. Его отец работал коллежским асессором, секретарем Могилевской палаты гражданского и уголовного суда. В большой семье Судзиловских — восемь детей, Николай был старшим.
Жизнь этого человека в высшей мере уникальная и захватывающая, судьба — сложная, противоречивая, трагичная. Во многих странах мира его знали как доктора Русселя.
Он активный деятель группы русских политэмигрантов в Женеве, президент сената Гавайской республики (!). Судзиловский оставил заметный след в истории революционной борьбы трудящихся Румынии, Болгарии, США, Китая, Японии и многих других стран.
Был знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Среди тех, с кем его связывало общее дело, — известные русские революционеры: П. Лавров, В. Засулич, В. Фигнер, Г. Плеханов, а также болгарин Христо Ботев, генерал Парижской коммуны поляк Валерий Врублевский и многие другие.
Судзиловский не только выдающийся общественный дея-тель, он еще и ученый-энциклопедист, доктор медицинских наук, занимался философией, агрономией. Знал восемь европейских языков, а кроме того, японский, китайский, канакский.
«Ваше сердце — великодушно»
…У мемориала Сунь Ятсену я и рассказываю китайцу Джу о выдающемся белорусе.
— Доктор Руссель дружил с вашим революционером Сунь Ятсеном.
— Вот как! — удивляется Джу. — Это очень интересно. Но как они познакомились, ведь Беларусь очень далеко от Китая?!
В 1906 году Судзиловский опубликовал на английском языке в Японии статью о Китае. Она вызвала широкий отклик у китайских революционеров. И вот 8 ноября того же года Сунь Ятсен пишет Русселю в Токио: «Я прочитал Вашу интересную статью «Китайская проблема» с большим вниманием. Она произвела на меня глубокое впечатление. Идея Ваша благородна, а Ваше сердце — великодушно! Я редко встречал европейца, который заходит так далеко, чтобы защитить практически так, как это делаете Вы, идею возрождения Китая и подъема миллионов его угнетенных до уровня нормального человеческого существования…» Заканчивая это письмо, полное искренних чувств, Сунь Ятсен выразил Русселю свою благодарность, уважение и преданность.
А в декабре 1906 года Сунь Ятсен приехал к Судзиловскому в Нагасаки. Они дружески беседовали и пришли к выводу, что «революции в их странах имеют благородные сходные цели и великие перспективы». Договорились поддерживать тесные связи и помогать друг другу.
Их дружба продолжалась долгие годы. Руссель помогал китайским революционерам денежными средствами, знаниями и опытом революционера-практика. В одном их своих писем Судзиловский наметил в общих чертах целую программу деятельности молодой Китайской Республики.
Всенародный поклон
— Значит, этих двух великих людей объединяли идеи и борьба за счастье своих народов, — взволнованно произносит Джу. — Думаю, что добрая память о них — наше общее наследие. Не так ли?
Я соглашаюсь со своим китайским коллегой. Он же вручает каждому по бутылке воды, чтобы утолять жажду во время тяжелого подъема. Вся огромная лестница запружена людьми: одни поднимаются, другие спускаются. По выражению их лиц чувствуется: для китайцев это святое место. Высота самого мемориального комплекса — 73 метра. В состав ансамбля входят дорога, лестница с 392 ступенями, павильон для стелы, молельный зал, погребальный склеп. В склепе находится мраморное изваяние Сунь Ятсена, внизу гроб с его останками. Территория мемориального комплекса в 80 тысяч квадратных метров является пейзажным районом государственного значения.
Приобщение к образу Сунь Ятсена, поклон его жизненному подвигу стали в Китае всенародными. В этом мы воочию убедились при посещении мемориала. Молодая женщина с маленьким ребенком на руках — картина несколько неожиданная в этом месте. Очень пожилые люди, им нелегко пробираться в сплошной толпе, однако ведь прибыли сюда. Маленькая девочка везет в инвалидной коляске старика, видно, внучка так заботливо ухаживает за своим дедушкой. Рядом с коляской идет красивая женщина, с любовью смотрит на девочку и старика (наверное, мать девочки), они втроем добрались в музей Сунь Ятсена. А вот парень и девушка везут в коляске старуху. Настоящее паломничество на главной аллее огромного парка, здесь так же многолюдно, как и на самых оживленных тротуарах Нанкина.
Излучающие свет
А что доктор Руссель? В 1921 году он вместе с семьей переехал из Нагасаки в китайский город Тяньцзинь. Здесь 30 апреля 1930 года и завершился жизненный путь этого замечательного человека. Удивительное переплетение людских судеб. Общие цели в борьбе сдружили двух великих революционеров. И очень символично, что свой вечный покой белорус Николай Судзиловский нашел в той стране, которую так любил и народу которой желал счастья.
Мне приходилось бывать в Тяньцзине, который находится в 120 километрах от Пекина. Городу свыше 600 лет, до революции здесь была иностранная колония. Сегодня это мощный индустриальный центр и самый крупный внешнеторговый порт на севере Китая.
Тяньцзинь поддерживает сотрудничество с Беларусью, особенно в сфере науки и техники.
Вот как бывает в истории. Сто лет назад белорус Николай Судзиловский и китаец Сунь Ятсен пожали друг другу руки. А ныне оба наших народа искренне дружат, сотрудничают с хорошей взаимной выгодой. В поэме китайского поэта Ан Цина «Ода свету» есть такие глубоко философские строки: «У человека только одна жизнь — это песчинка в звездно-облачной серебряной росе. Каждый человек, излучая свой свет, вбирает в себя свет того, кто рядом. Так, озаряя друг друга, люди живут в движении…»
Как будто сказано о Сунь Ятсене, его друзьях, в том числе и о докторе Русселе.