«Требую компенсации ущерба. Материального и морального»
Такая фраза в претензиях клиентов к турорганизациям в последнее время не редкость
Причем если еще 5—7 лет назад таких жалоб в общем объеме обращений в общества защиты потребителей было не более одного процента, то теперь — три—пять процентов. Немало их поступает и в Министерство спорта и туризма. В сезон сюда ежедневно направляется, как минимум, по две жалобы. За ненадлежащее исполнение договорных обязательств в один год лишены лицензий 20 туристических компаний.
— Большинство претензий полностью обоснованны и говорят о недоработках в этой сфере, — поясняет заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. — И в первую очередь — о непрофессионализме турорганизаций и юридической неграмотности их работников. Только небольшую часть жалоб можно считать безосновательными.
Но если с материальными претензиями клиентов можно разобраться, не доводя дело до суда, то как быть с моральным ущербом? Только сам турист может оценить перенесенные морально-нравственные страдания, а суд — установить эту объективность и причинно-следственную связь. Денежная планка морального ущерба законодательно не устанавливается. Обычно клиенты в исках закладывают от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Суды осторожно подходят к вопросам компенсации такого ущерба и ограничиваются, как правило, первыми цифрами.
Вспомним, например, случай в Гомеле, когда женщина с помощью юристов одного общественного объединения в иске к турагентству выставила немалую сумму. В результате судебного разбирательства денег за моральный ущерб вообще не получила, только материальную компенсацию. Как говорится, страдай, но и меру знай. Если туркомпания уверена в своей правоте, она готова идти до конца и, как правило, выигрывает процесс.