Дороги надо строить с умом и по совести
Дороги надо строить с умом и по совести
Фантастическую скорость строительства автомобильных дорог продемонстрировали муниципальные власти и дорожные строители Лос–Анджелеса. На сооружение новой 16–километровой четырехполосной трассы, пролегающей через центр города, понадобилось всего 30 часов. Нашим дорожникам явно не помешает поучиться у янки.
Дорожные работы были назначены на прошлые выходные, на строительство отвели 48 часов. Не управишься — заплати крупный штраф в размере 6 тысяч долларов за каждые 10 минут задержки. На такие меры чиновники вынуждены были пойти, чтобы в понедельник автомобилисты не застряли в пробке. И немудрено. По данным автомобильных экспертов, среднестатистический лос–анджелесский водитель проводит в заторах 63 часа в год. Город просто не приспособлен к существующим транспортным потокам, а число авто уже давно превысило все мыслимые пределы.
Собственными силами дорожники явно бы не обошлись. Пришлось кооперироваться с другими структурами. К началу работ правление округа Лос–Анджелес начало кампанию по очистке городских дорог от личного транспорта. В этом помогли сами автомобилисты, многие из которых не стали в выходные садиться за руль. Оперативные службы города снимали для своих сотрудников номера в гостиницах, чтобы в уик–энд они не опоздали на работу. В метро и на автобусах были введены бесплатные маршруты. Подключились и частные компании. Например, авиаперевозчик JetBlue ввел специальные рейсы между аэропортами на противоположных окраинах города. За полчаса полета — всего 4 — 5 долларов.
Беспрецедентные совместные усилия городских служб и самих горожан привели к тому, что уже на следующий день после начала работ мэр города Антонио Вилларайгоса созвал пресс–конференцию и объявил, что работы были закончены на 18 часов раньше — за неполных 30 часов. Подрядчики получили дополнительное вознаграждение.
А теперь впору просчитать бюджет сверхскоростного строительства. 16–километровое шоссе обошлось почти в 1 миллиард долларов. Или в 62,5 миллиона за каждый километр. В Москве, к примеру, укладка одного километра на Четвертом кольце доходит до 400 миллионов, в среднем по России — 12,9 миллиона долларов.
У нас водители тем временем вынуждены постоянно мириться с временными неудобствами. На крупных республиканских трассах — ремонт. Затевают его основательно и надолго. Строятся объездные пути, ограничивается движение, появляется временная разметка, затем разметка исчезает... Во что он обходится бюджету? Расценки по сравнению с американскими абсолютно другие. По данным Белавтодора, километр ровного участка двухполосной дороги третьей категории (такие обычно проложены между районными центрами) обойдется в 1 миллион долларов, четырехполосной трассы первой категории — в 4,4 миллиона. Это не считая строительства мостов, развязок, развития придорожной инфраструктуры... Процесс зачастую растягивается на годы. Что на выходе? Уже через весьма короткое время некоторые отреставрированные и новые трассы больше напоминают полосы препятствий. То яма, то канава... Примета наступившей весны — ямочный ремонт. На него также требуются немалые деньги. Проблемы общеизвестны.
— Сравнивать нас с Лос–Анджелесом некорректно, — утверждают в пресс–службе Белавтодора. — Лучше со Швецией или Финляндией. Возьмем климатический аспект. Столбик градусника в Калифорнии, как правило, ниже нуля не опускается, а значит, не нужны строительные материалы, которые выдерживают и жару, и холод. У нас же на качество влияют температурные перепады и реагенты, высыпанные на скользкий асфальт. Скорость строительства? Если выделить эквивалентное количество денег, собрать на определенном участке строителей со всей страны, скоординировать действия других структур, то и мы бы уложились в рекордные сроки.
И все же нельзя забывать, что время — деньги. Затягивание сроков строительства порой значительно утяжеляет бюджет. Хотя строить быстро мы тоже умеем. Посмотрите, как за считанные месяцы преобразилась трасса Минск — Молодечно — Нарочь — парадный путь к столице предстоящих «Дажынак»! Ведь можем, если захотим.
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Фото: РЕЙТЕР