Мина для Совмина
04.07.2011
—
Разное
Чтобы государству сэкономить много-много денег, надо просто взять и распустить правительство. Упразднить как структурную единицу. Отменить в штатном расписании все министерства и ведомства, с их приемными, коврами, столовыми, конференц-залами и пресс-службами. Поверьте, страна не ввергнется в хаос и анархию, а коровы не перестанут доиться.
Кризис как никогда ярко показал, что белорусские министры - это такие люди, которые говорят благоглупости, дают обещания, которые не выполняются, например о том, что доллар появится в обменниках через 2-3 недели, и делают прогнозы, над которыми народ начинает откровенно ржать. Они обещают, что девальвации не будет, - и тотчас же случается девальвация. Они клянутся, что дефицита не будет, - и наступает дефицит. Они говорят на фене, оперируют словами, почерпнутыми из фени российских министров, вроде «перезагрузки отношений» или «вывода на IPO» . Причем способны на совершенно конкретный вопрос, когда в обменниках появится валюта, так ответить на этой же фене - про рост ВВП, который то ли ускорился, то ли замедлился (а кому какая разница, что с ним, с ВВП, если валюты нет?), что становится ясно: вопрос валюты в обменниках - не из их министерской вселенной, где вазам, коврам, приемным и салатам «Пралеска» из столовых совершенно пофиг, есть где-то валюта или нет. Они пьют на приемах, хамят тем людям, которым призваны служить, и даже не думают после этого подавать в отставку. Они не владеют информацией - ведь не способны на реалистичный прогноз.
Впрочем, мы вовсе не хотели их критиковать. Уйдут эти - придут другие. Мы хотим сказать, что Совмин, существующая структура министерств и ведомств, в принципе, не нужны такой госсистеме, которая существует в Беларуси. Все решения принимаются сами знаете кем. Все это понимают - настолько, что Минэнерго, имея деньги на погашение долга перед Россией за электроэнергию, этот долг не погашает! Оно ждет ! Вопрос: зачем тогда нужно Минэнерго? Совмин, может, имеет в голове программу реформ, но кто ж ему позволит их запустить? Решения принимаются совсем по-другому! И исполняются, кстати, не Совмином.
Если, скажем, завтра бумажный вихрь сотрет с лица земли все белорусские министерства, мы обнаружим, что президент продолжает решать, куда двигаться, а исполнительные структуры на местах - принимают под козырек и эти решения исполняют. Зачем Совмин? В чем его функция в такой госмодели? Ведь как может министр экономического блока знать прогноз по девальвации, когда совсем не он решает, насколько и когда белорусский рубль девальвировать по отношению к доллару! И ему не всегда раскрывают рождающиеся на самом верху планы - вдруг сболтнет лишнее.
Беларусь до сих пор имеет министерства и ведомства потому, что дизайнеры конституционного устройства, менявшие Конституцию в 1995г., решили обойтись без резких потрясений и не задумались над этим фундаментальным вопросом: зачем Беларуси правительство? Ясно, зачем правительство в стране с классическим распределением ролей. Там премьер приходит со своей командой и своей программой, которую начинает реализовывать вне зависимости от того, что думает об этой программе президент. И если программа проваливается, премьер уходит со своего поста, парламент избирает другого премьера, который предлагает другую команду и другую программу. У нас премьеры меняются, программа - все та же. И команда, по большому счету, та же. Все те же стеснительно-смущенные лица. Все те же испуганные бодрячки.
Потому что программу опять же определяет не премьер. Есть у каждого из глав белорусского правительства свои отличительные черты. Один, например, славился тем, что якобы умел договариваться с Россией. О другом говорят, что он - мастер организации приватизации и работы с частным капиталом. Третий - очень исполнительный. Четвертый… да о четвертом и вспомнить уже нечего.
Приезжаешь на места, встречаешься с чиновником уровня начальника управления в райисполкоме и чувствуешь такую мощу, что всем этим министерским, рассуждающим о том, что Беларусь может прожить без бананов, - даже не снилось. В исполкомах сидят крепкие хозяйственники. Они не будут говорить глупости и строить прогнозы, над которыми потом поржет вся страна. Их работа - проводить в жизнь решения, которые приходят из Минска. Проводят каждый по-своему, некоторые - с большим опережением, некоторые с запаздыванием. Но тут - власть. Причем все формы власти. Власть как принуждение к действию и побуждение к отказу от действия. Власть как проявление социального капитала: чиновники из вертикали знают, кому позвонить, чтобы решить тот или иной вопрос. Власть как проявление индивидуального символического капитала - их уважают и знают в области и районе, чего не скажешь, например, о министрах, фамилий которых не вспомнит среднестатистический житель провинции. В общем, на их плечах местных вертикальщиков и держится вся страна.
Участившиеся пресс-конференции и выходы в народ представителей правительства должны загипнотизировать людей, убедить их в том, что в стране все хорошо. Но то, что говорится, - настолько убого и смешно, что впору - впервые за все время - согласиться с бывшим охранителем государственной журналистики Александром Зимовским, перешедшим на своем сайте на мат для критики белорусской идеологии и пропаганды. Кажется, если бы к народу запустили губернаторов и мэров, эффект был бы сильнее.
Впрочем, кризис, выявивший все слабые места прежней системы, - прекрасное время, чтобы начать их исправлять. Потребовал же президент от правительства прекратить делать из него«антикризисного управляющего» и наконец начать брать ответственность на себя. Быть может, эти люди наконец поймут, насколько смешно выглядят, и начнут реализовывать некую программу, а не болтаться в русле прежних, не менявшихся последние 10 лет решений? Начнут реформы в рыночную сторону или в сторону окончательного и бесповоротного социализма, с отменой хождения инвалюты и запретом на импорт бананов. В общем, что-нибудь сделают?! И заявят об этом, о своих планах, сколь бы гениальными или ущербными они ни были, от первого лица, внятно и без опущенных в стол глаз. Если их всех после этого «уйдут» - что же, они хотя бы займут какое-то место в учебнике истории Беларуси. Иначе историкам покажется, что страной все эти годы управляли исключительно президент и местная «вертикаль».