Оборотень со свастикой

Источник материала:  
02.07.2011 — Разное

Нацистский преступник Генрих Гиммлер на оккупированной территории СССР, или Что нас ожидало в случае поражения?

Самой одиозной фигурой на политическом олимпе нацистской Германии, человеком, создавшим зловещую империю СС — преступную организацию, безжалостно истреблявшую целые народы, был Генрих Гиммлер. Именно он являлся руководителем карательного аппарата Германии, единственным в стране рейхсфюрером СС. Кроме того, Гиммлер был рейхслейтером, министром внутренних дел, главнокомандующим армией резерва и начальником вооружений сухопутных войск, командующим группой армий «Висла». После Гитлера Гиммлер был самой зловещей фигурой Третьего рейха.

17 июня 1936 года он стал рейхсфюрером СС и шефом германской полиции. 7 октября 1939 года Гиммлер был назначен имперским комиссаром по консолидации германской нации. После гибели Гейдриха он лично возглавил РСХА, назначив своим заместителем Э. Кальтенбруннера. 23 августа 1943 года, оставаясь рейхсфюрером СС, Гиммлер одновременно стал и имперским министром внутренних дел.

В 1941—1943 годах он не-однократно бывал в западных областях СССР: в Белоруссии, Украине и России.

Уже 30 июня 1941 года — на 9-й день войны — Гиммлер и Гейдрих лично посетили Гродно с инспекцией и раскритиковали недостаточную активность айнзатцгруппы «В». После этого в Гродно произошло несколько расправ над еврейским населением. На жаргоне преступников этот город, как и другие города региона, стал «примерным с точки зрения полицейской безопасности». В Гродно произошла также «ликвидация партийных функционеров, агентов НКВД, евреев, уголовников, мародеров, саботажников и поджигателей». Похоже на то, что, кроме местных коммунистов, убивали представителей еврейской интеллигенции Гродно. По некоторым данным, наряду с 9-й айн-затцкомандой в этих преступлениях принимали участие солдаты и офицеры 131-го полицейского батальона.

Летом 1941 года, начиная с июля, Гиммлер довольно много времени провел на Восточном фронте. Он основал свой штаб в Житомире, в Украине, — на сто миль севернее штаба Гитлера в Виннице, известного как «Вервольф». Из Житомира Гиммлер поддерживал связь с айнзатцкомандами, полицией и, хотя не так тесно, с Ваффен СС, особенно с четырьмя известными дивизиями («Адольф Гитлер» — ранее «Лейбштандарт», «Рейх», «Мертвая голова» и «Викинг»).

Мало кому известно, что Гиммлер прилетал в Минск. Это произошло 14—15 августа 1941 года. Здесь рейхсфюрер СС посетил Артура Небе, командовавшего айнзатц-группой «В».

Айнзатцгруппы — это мобильные военно-террористические формирования фашистской Германии в 1938—1945 годах. Они создавались из членов СС, СА, СД, ГФП, гестапо, уголовной и охранной полиции. Задачи айнзатц-групп — массовое уничтожение «комиссаров» (политработников), коммунистов, комсомольцев, евреев, советских активистов, военнопленных в зоне боевых действий армий и на оккупированных территориях.

Айнзатцгруппа «В», первым командиром которой был Артур Небе (до ноября 1941 года), действовала в Беларуси и в Смоленской области в зоне дислокации группы армий «Центр».

Незадолго до визита Гиммлера Небе сообщил рейхсфюреру СС о 37 810 казненных.

Группенфюрер СС Артур Небе встретил Гиммлера и сопровождавшего его начальника личного штаба рейхсфюрера СС — обергруппенфюрера СС Карла Вольфа в минском аэропорту и отвез их в свою штаб-квартиру, где их уже ждали офицеры айнзатцгруппы.

Месяцем раньше, 16 июля 1941 года, на совещании с Герингом, Кейтелем, Розенбергом и другими своими соратниками Гитлер заявил:

«Партизанская война... имеет некоторое преимущество для нас. Она позволяет нам истреблять всех тех, кто нам противится».

И этот предлог Гиммлер и другие соратники фюрера использовали вовсю.

О чем точно говорилось на встрече Гиммлера и Небе, к сожалению, неизвестно, но, по словам Вольфа, визит проводился в рамках выполнения указания Гитлера об усилении борьбы с партизанами.

В книге американского историка Джона Толанда «Адольф Гитлер» есть такие строки:

«Гиммлер сам не раз был свидетелем деморализующего эффекта ежедневных убийств.  Во время своей летней поездки в Минск он попросил командира айнзатц-группы расстрелять при нем сто арестованных. Когда отделение солдат подняло винтовки, шеф СС заметил одного светловолосого молодого арестованного с голубыми глазами, который показался ему типичным арийцем. Гиммлер поинтересовался не еврей ли он. «Да, еврей», — ответил тот. «И родители евреи?» — продолжал допрашивать Гиммлер. «Да», — ответил приговоренный. «Но, может быть, кто-нибудь из предков не был евреем?» — не отступал обер-палач. Услышав отрицательный ответ, он топнул ногой: «В таком случае ничем не могу помочь…»

Загремели выстрелы. Гиммлер уставился в землю, нер-вно переступая с ноги на ногу. Послышался второй залп. Подняв глаза, он увидел, что две женщины еще корчатся на земле. «Не мучьте этих женщин! — крикнул он. — Прикончите их быстро!» Сопровождавший Гиммлера обер-группенфюрер СС фон Бах-Зелевски, командующий войсками специального назначения в Центральной России попросил шефа взглянуть на расстрельную команду. «Они же конченые люди, кого мы воспитываем? Неврастеников или скотов!»

Вскоре для уничтожения людей стали применять «газовые» машины (душегубки-автофургоны), в которые вмещались 60—70 человек и где людей умерщвляли выхлопными газами. В январе 1942 года в Минск уже прибыли две душегубки, которые использовались ежедневно 4—5 раз.

Хотя Гиммлер по-прежнему проводил много времени в штаб-квартире Гитлера, только в середине июля (1942 года — Э.И.) ему удалось предложить вниманию фюрера свои идеи заселения восточных территорий. К этому времени летнее наступление уже началось. Пал Севастополь, и Гитлер со своим штабом обосновался в «Вервольфе». После встречи с Гитлером в Житомире 16 июля 1942 года он рассказал своему личному врачу Керстену, что поделился с фюрером планом создания широкого пояса безопасности из военизированных поселений вдоль границы. Каждое из них состояло бы из 30—40 хозяйств с земельным наделом до 100 гектаров. У Гиммлера даже имелись проекты таких поселений, которые он показал Керстену и, возможно, Гитлеру. В центре деревни — здание местного отделения НСДАП, служащее также центром отдыха и местом проведения собраний. Поблизости располагался кинозал и здание администрации. Глава ее являлся одновременно и партийным лидером, и бургомистром, и военным командиром, в распоряжении которого находилась рота солдат-земледельцев и оружие: автоматы, пулеметы и гранаты. Предполагалось завести и небольшую танковую группу на уровне батальона.

В своих мемуарах «В паутине СД» Вальтер Шелленберг отмечает:

«В августе 1942 года меня вызвали на доклад в штаб-квартиру фюрера, находившуюся в Украине. Гиммлер занял для себя и своего штаба прекрасно расположенную офицерскую школу в Житомире, превратив ее в полевой командный пункт. Чтобы встретиться с Гитлером и обсудить с ним обстановку, Гиммлер ежедневно совершал поездки в своем мощном штабном автомобиле по автостраде, связывавшей Житомир с Винницей.

…Ранним утром следующего дня я сел в самолет, присланный Гиммлером. Из кабины четырехмоторного «Кондора» передо мной впервые открылись необъятные просторы России…Приземлившись, мы сломя голову на автомобиле помчались в Житомир. Здания нашей штаб-квартиры были приведены в порядок и обставлены вполне по-современному…

За ужином, в первый вечер моего пребывания в Житомире, Гиммлер беседовал о чем угодно, только не о войне. Он говорил об Индии, затронув при этом различные аспекты индийской философии, и в конце концов оседлал своего любимого конька — средневековые процессы ведьм…

На следующее утро Брандт (штандартенфюрер СС, адъютант Гиммлера — Э.И.) вы-звал меня на доклад. Он сказал, что Гиммлер во второй половине дня планировал поехать к Гитлеру в Винницу и захотел перед поездкой узнать от меня о состоянии китайско-японских переговоров о компромиссном мире. Мой доклад длился почти всю первую половину дня…

Гиммлер медленно подошел к своему письменному столу, на котором стоял большой глобус. Он провел ладонью по обширному пространству, занимаемому Советским Союзом, потом повернул глобус и указательным пальцем коснулся крошечной территории Германии. «Если мы проиграем войну, нам не будет спасения», — сказал он. Затем он также показал рукой на Китай: «А что будет, если однажды Россия объединится с Китаем? Особенно если это приведет к смешению рас?»

…Наша беседа затянулась до поздней ночи. Но все же мне удалось добиться от Гиммлера согласия лично вступить во внешнеполитическую игру».

Хотя Гитлер предпочитал не брать великих бонз в поездки на фронт, в августе 1942 года в поездке на Центральный фронт, которая проходила под флагом «удержать Ржев любой ценой», его сопровождали Гиммлер и Геринг. Все они посетили города Вязьму, Ржев и Гжатск.

В мемуарах А. Шпеера есть такие строки:

«Через несколько месяцев я случайно встретил в ставке (Гитлера под Винницей. — Э.И.) Гиммлера. С неприкрытой угрозой он заявил:

«Я полагаю, вам не следует больше побуждать рейхсмаршала (Геринга — Э.И.) проявлять излишнее рвение».

После неудачного покушения на Гитлера в 17 часов 20 июля 1944 года Гиммлер был назначен главнокомандующим армией резерва и начальником вооружений сухопутных войск вместо связанного с заговорщиками генерала Ф. Фромма. 10 декабря 1944 года он стал командующим группой армий «Верхний Рейн» (с 29 января 1945 года — группой армий «Висла»).

21 апреля 1945 года под давлением Шелленберга Гиммлер принял окончательное решение совершить государственный переворот и взять власть в свои руки. Одновременно он официально обратился к союзному командованию с предложением о начале переговоров. Союзное командование отказалось вести переговоры с рейхсфюрером СС. Когда информация о замыслах Гиммлера дошла до Гитлера, тот перед своей смертью сместил его со всех государственных постов и исключил его из НСДАП. Однако Гиммлер сохранил за собой полный контроль над СС, где важнейшие посты занимали лично ему преданные люди.

Какова же судьба Генриха Гиммлера?

20 мая 1945 года, воспользовавшись поддельными документами на имя Генриха Хитцингера, Гиммлер попытался скрыться из Флессбурга, смешавшись с беженцами. Утром 23 мая на мосту Бервеверде близ Люнебурга он был задержан частями английской военной полиции и в числе других подозреваемых направлен в лагерь № 031. После трех дней допросов он признался, что в действительности является рейхсфюрером СС и потребовал встречи с фельдмаршалом Б. Монтгомери. Во время повторного допроса 26 августа 1945 года Гиммлер покончил жизнь самоубийством, раздавив спрятанную у него во рту ампулу с цианистым калием. Его тело было кремировано, а пепел развеян в лесу близ Люнебурга.

←День Республики

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика