Качество гарантировано!
Рядовой контрактной службы Анастасия Шингель, shingel@vayar.sml.by © Фото Андрея Артюховского
У этих людей нет права на ошибку, ведь ежедневно они выполняют отнюдь не учебные задачи. Они не «воюют в полях», но обладают не менее грозной техникой, с помощью которой создают барьер некачественным продуктам. Сегодня у них, защитников здоровья белорусских военнослужащих, праздник — Центральной ветеринарной лаборатории Вооруженных Сил исполняется 65 лет.
В кабинете отдела надзора (за качеством и пищевой безопасностью продовольствия) светло и уютно. Здесь идеальный порядок, ну а работа идет уже полным ходом. На одном из столов ожидают своей очереди на проверку пакет с сухофруктами и десятки растительных консервов (рассольники, борщи, салаты)…
— Прежде чем попасть на столы в солдатских столовых, все партии продовольствия, закупаемого Вооруженными Силами, мы тщательно проверяем, — рассказывает начальник Центральной ветеринарной лаборатории Вооруженных Сил подполковник медицинской службы Петр Талуть. — Из каждой партии продукции, согласно нормативным документам, отбираем определенное количество на проверку. Так, в минувшем году мы провели экспертизу 7,5 тысячи тонн продовольствия, причем 57,5 тонны не соответствовало государственным стандартам и нормативным документам. А в нынешнем году уже обнаружили 40 тонн недоброкачественных сухофруктов.
Несколько лет назад в воинских частях белорусской армии существовало немало подсобных хозяйств. Сейчас их осталось только два: в Бобруйске и Марьиной Горке. С сокращением подсобных хозяйств, впрочем, специалисты ветеринарной лаборатории без работы не остались. К охране военных объектов сегодня активно привлекают собак, а за здоровьем лохматых часовых тоже надо следить. И все же основной задачей лаборатории является проверка качества продовольствия. Филиалы этого подразделения Вооруженных Сил работают в Бресте, Гродно, Заслоново, Барановичах и Бобруйске.
…Любой пищевой продукт проходит в лаборатории несколько этапов проверки. Один из них — на органолептические свойства. В ходе него оцениваются внешний вид, вкусовые качества, запах, цвет, консистенция продукта. Разумеется, эти критерии весьма субъективны — даже общее мнение сотрудников лаборатории не является окончательным показателем его качества.
Далее проверка проходит более углубленно — исследуются физико-химические показатели. Науку ведь не обманешь! С помощью различных методик проверки специалисты, используя современные приборы, «тестируют» продовольствие по таким показателям, как влажность, наличие примесей различного происхождения, и многим другим. Кроме того, проводится радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов, контроль над содержанием нитратов и пестицидов в продукции растениеводства.
— Ежегодно наше оборудование проходит метрологическую поверку, — продолжает экскурсию по лаборатории Петр Леонидович Талуть. — И на каждом из приборов ставится клеймо, свидетельствующее о точности их показаний и пригодности к дальнейшему использованию. Даже на этом (офицер демонстрирует обычную железную линейку. — Авт.).
Признаюсь, поначалу подобное щепетильное отношение к исправности лабораторной техники показалось абсурдным. Но впоследствии пришлось согласиться со специалистами — даже от таких мелочей, как точность показаний линейки или правильность работы секундомера, может зависеть результат экспертизы. А значит — и здоровье тысяч людей в погонах!
Что может таиться в аппетитных на вид яствах? Начальник отдела надзора (за качеством и пищевой безопасностью продовольствия) старший лейтенант медицинской службы Анатолий Малашкевич продемонстрировал находки: минеральные, органические и растительные посторонние примеси. Этот мусор сотрудники лаборатории нашли во время проверки съестных припасов и, разумеется, забраковали партии.
Поставщики не раз пытались оспорить заключение Центральной ветеринарной лаборатории Вооруженных Сил. Одним в доказательство плохого качества их товара хватало наглядной демонстрации данных «деликатесов». Иные решались на повторную экспертизу продовольствия в независимой лаборатории — однако всегда результаты проверок военных специалистов подтверждались.
В отделении микробиологии выявляют невидимых врагов: болезнетворные бактерии, плесневые грибы.
— Мы проверяем консервы на стерильность. После подготовки проб делаем посев разведений пищевых продуктов на питательные среды и в течение пяти суток термостатируем, — объясняет специфику работы заведующий этим отделением Алексей Никитин и, достав из термостата специальную емкость, демонстрирует рост микроорганизмов на дне. — Затем с помощью микроскопа идентифицируем болезнетворные бактерии. Кроме того, в отделении мы делаем анализы крови и другого биологического материала от животных.
Как я уже отмечала, имеющиеся в Вооруженных Силах собаки также нуждаются в проверке здоровья. Несмотря на сбалансированное питание и хороший уход, каждая из них ежегодно проходит обследование. Разумеется, доставить в лабораторию всех армейских собак не представляется возможным — состояние здоровья лохматых питомцев определяется по привезенным пробам биоматериала от них.
Специалисты безошибочно установят и причину падежа животных, ведь может статься, что виной тому опасная болезнь или чья-то халатность. Нередко для подтверждения найденного заболевания используют лабораторных животных из вивария (он здесь также имеется): по одному методу анализа диагноз не ставится. Нужно убедиться в нем окончательно, чтобы не было никаких сомнений. Бывают случаи, когда то или иное лекарство не помогает вылечить питомца, — и тогда в отделении микробиологии помогают подобрать более действенное средство от недуга.
Собаки, состоящие на военном довольствии, болеют редко. За этим зорко следят специалисты-кинологи в воинских частях и заведующий лечебно-профилактическим отделением Центральной ветеринарной лаборатории Дмитрий Карпович. Именно он оказывает лечебную помощь животным, проводит ветеринарные осмотры, делает вакцинации, сложные операции, вправляет вывихи.
Дмитрий Федорович с уважением относится к своим пациентам. Утверждает, что собак не боится, какими бы грозными они ни были, даже к ротвейлерам, которых считает самыми агрессивными, спокойно подходит.
— Эти собаки — тоже защитники нашей Родины, и их здоровье должно быть в полном порядке, — убежден специалист. — К тому же не менее важный аспект нашей работы — профилактика заболеваний, которые передаются от животного человеку.
* * *
Мы с фотокорреспондентом уже собирались уходить, и последний снимок Андрей решил сделать на крыльце лаборатории. Люди в белых халатах, в военной форме, смеясь и шутя, высыпали на улицу.
— Петр Леонидович, может, еще ваш портрет сделаем? — предложил фотокор Артюховский, обращаясь к начальнику лаборатории.
— Нет, не стоит, — ответил офицер. — Юбилей у нас у всех, потому и фотография должна быть общей, со всеми работниками лаборатории!
…Мне не раз доводилось бывать в солдатских столовых. Писала о поварах, умеющих приготовить армейскую пищу не только сытно, но и вкусно, видела довольные лица новобранцев, впервые отведавших солдатской каши… А ведь и сотрудники этого подразделения Вооруженных Сил — Центральной ветеринарной лаборатории немало сделали для того, чтобы белорусский защитник в погонах был сыт и здоров!
Наша справка
4 февраля 1946 года была сформирована 225-я окружная военно-ветеринарная лаборатория. Летом 2002 года она получила статус государственного учреждения и была переименована в Центральную ветеринарную лабораторию Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Специалисты лаборатории принимали участие в вооруженных конфликтах в ряде стран Юго-Восточной Азии, в Афганистане, в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проводили ветеринарно-санитарные мероприятия в войсках во время учений, проходивших в Белорусском военном округе, крупномасштабных учений Вооруженных Сил Республики Беларусь.