Кузнец своей судьбы
Кто из тех, что знавал Алексея Пешкова в бытность его учеником в иконописной мастерской или пекарем, мог предположить: перед ним — будущий великий пролетарский писатель Максим Горький? Даже отец Михайлы Ломоносова, ставшего впоследствии ученым-естествоиспытателем мирового значения, был не в состоянии разглядеть незаурядные задатки в родном сыне!.. Да могли ли сами эти юноши предвидеть тогда, в начале пути, что их труд будет столь высоко оценен Отчизной…
А ведь не только талант вел будущих гениев к громкому признанию. Жизнь сводила этих юношей с людьми, оставившими свой важный след в их судьбе, делала их очевидцами либо участниками знаковых событий, повлиявших на их мировоззрение и устремления. Она то широко распахивала перед ними дверь к успеху, то создавала новые препятствия; мало ласкала — много испытывала и закаляла… Вы скажете, что это путь многих, так и не ставших знаменитыми? Да, к сожалению. Но как порой хочется, соприкоснувшись с чьей-то пылкой и отторгающей заурядность юностью, угадать ее счастливое будущее!..
Все самое важное в жизни человека, в том числе его успехи и неудачи, берет начало в детстве. Многие, в столь раннем возрасте наметив будущую профессию, уже не отступают от сделанного раз и навсегда выбора. Очень часто в этом плане ориентиром для ребят служат родные.
Например, нынешний курсант военно-медицинского факультета в БГМУ Михаил Кресс еще в детском саду знал, что будет носить погоны. Правда, сначала он думал, что станет милиционером, как мама и папа. И как дед — бывший начальник Петриковского РОВД Василий Иванович Бойчук… Но так уж сложилось, что сын Татьяны Васильевны и Александра Владимировича (соответственно — следователя Калинковичского РОВД, майора милиции и сотрудника департамента охраны, прапорщика милиции) все же выбрал судьбу военного.
Многое повлияло на это решение Михаила. В том числе, наверное, и гены. Семья Крессов бережно хранит воспоминания о боевом прошлом ныне здравствующего Мишиного прадеда — Василия Никифоровича, участника Великой Отечественной.
Учиться правнуку солдата Победы довелось в калинковичской школе № 6, где почитание памяти о подвигах воинов Красной Армии и преемственности поколений защитников Родины — славная традиция. Здесь есть музей, посвященный истории Великой Отечественной войны (о нем мы писали на страницах «Белорусской военной газеты»). В школе создан кадетский класс, в котором, к слову, и учился Михаил. Набор в него проводят с 5-го класса. Основные требования к претендентам — успешная учеба и спортивные достижения. В процессе обучения особое внимание уделяется математике и физике. И, конечно, допризывной подготовке, которую преподает в СШ также герой одной из публикаций нашей «БВГ», воин-интернационалист подполковник запаса Дамир Нурмухамедов. Михаил Кресс с теплотой и благодарностью вспоминает своего педагога:
— Дамир Хамитович — прекрасный учитель, авторитет которого среди ребят непререкаем. Он был с нами по-военному строг, требователен, но всегда справедлив. Мы, мальчишки, ценили это, старались усвоить науку офицера так, чтобы заслужить его похвалу. Хотели выглядеть такими же подтянутыми, как наш педагог: у него мы учились носить военную форму, купленную родителями или сшитую на заказ.
Логично, что повышенные требования учитель ДПЮ Нурмухамедов предъявлял именно к ученикам кадетского класса. Именно им доверяли отстаивать честь школы на военно-спортивных играх, турслетах, в походах…
Когда 16-летие Михаила Кресса ознаменовалось припиской в местном военкомате (а это далеко не пустяковое событие в жизни подростка!), выбор военной карьеры для него стал бесповоротным. Решение это укрепил заместитель военкома. Выделив Мишу, обладающего наряду с прочими достоинствами отменным здоровьем, среди одногодков, офицер сказал:
— Твое будущее — Военная академия.
А узнав, что Михаилу Крессу не очень-то по душе математика и физика, предложил ему:
— Тогда, парень, подумай о военно-медицинском факультете.
Михаил уже и сам не раз задумывался о том, чтобы стать военным врачом. Ему нравилась химия, и биологию юноша полюбил практически сразу, как только начал изучать этот предмет. Вместе с такими же увлеченными биологией сверстниками он уже проводил исследования. Например, ребята хотели выяснить, насколько правдива реклама, убеждающая, что яичная скорлупа, обработанная зубной пастой, не столь подвержена действию агрессивной среды…
— Оказалось, что это правда!.. Тогда нам стало интересно: а какая паста в этом отношении надежнее? После ряда экспериментов (опробовали 20 видов!) выяснили: «Колгейт»! — вспоминая, с какой увлеченностью и даже азартом проводил он с товарищами те исследования, Михаил не смог сдержать улыбку.
А как ему было интересно делать подобную работу полностью самостоятельно! Например, проверить воздействие кока-колы на зубы человека. Для этого, посвятив врача в свои намерения, Михаил выпросил в стоматологической поликлинике два удаленных зуба. Третий — выпавший молочный — ради науки пожертвовал младший брат Алексей.
Будущий военный врач поместил объекты исследования в весьма популярный напиток на трое суток. В результате молочный зуб, практически здоровый, просто потемнел, те же зубы, что были взяты в поликлинике, оказались кариозными — кока-кола разъела их изнутри. Мишин доклад о первой в его жизни самостоятельной научной работе внимательно слушал весь класс…
— Но не думайте, я не хотел быть стоматологом, — ответил курсант Кресс на вертевшийся у меня на языке вопрос. — Просто было интересно. Тогда я мечтал стать кардиологом…
— А теперь?
— Хочется заняться онкологией.
— Но данная область в военной медицине не очень популярна…
— Понимаю. Поэтому я сначала, наверное, стану хирургом — постараюсь хорошим… Но мечта есть мечта: хочу лечить людей, жизнь которых ставят под угрозу злокачественные новообразования. Облегчать их страдания, искать способ помочь им выздороветь, вернуться к полноценной жизни и навсегда забыть о страшном диагнозе…
Так думать Михаила Кресса научила жизнь. Случилось большое горе: у его самого близкого друга была обнаружена раковая опухоль в мозгу. Сложная хирургическая операция, химиотерапия… Это море страданий не могло не зацепить больно и Михаила. С какой огромной радостью он помог бы близкому человеку! Если бы мог…
Вот каким образом сложилось у курсанта военно-медицинского факультета Кресса отношение к будущей профессии. Все, казалось бы, просто. И как сложно!..
Позади придирчивая медкомиссия в военкомате. Профотбор, когда в течение получаса необходимо ответить на 350 самых разных вопросов — и компьютер, проанализировав ответы, бесстрастно выносит строгий приговор…
К так называемому курсу молодого бойца, с чего начинается служба всех воинов, Михаил был готов и физически, и морально — спасибо школе, кадетскому классу и учителю ДПЮ. Нисколько не пугали ни огневая, строевая и физическая подготовка, ни изучение уставов. Будущий офицер старательно занимался, тренировался, и все у него получалось, но на душе было неспокойно. «А каково это — учиться в вузе? По зубам ли будет наука?» — приходили в голову удручающие мысли. Ведь кто не знает, как это бывает: рвется человек к мечте о высшем образовании, специальности, а попробует — не по Сеньке шапка, не тянет он учебу или не лежит душа к будущей профессии…
Пришла пора приступать к занятиям в аудитории. Первая теоретическая пара — по философии. Что и говорить, предмет далеко не мед… Но недаром говорится: глаза боятся, а руки делают. А еще есть хорошая пословица: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Михаил считает так: когда тяжело, всегда помогут народная мудрость, юмор и доброе слово товарища. К слову, теперь первокурсники уже не только втянулись в учебу, но и успели подружиться. Особое взаимопонимание сложилось у курсанта Кресса со старостой группы Артёмом Степанько и Андреем Трушем. Вместе ходят на лекции, готовятся к практикумам, контрольным занятиям.
Михаил налегает на физику, с которой со школы у него не очень-то сложились отношения, на английский язык — его запросто не выучишь. Трудно дается латынь. А ведь предмет этот придется освоить всего за год... Химия, биология — это и раньше давалось легко. А вот анатомия — это очень-очень нелегко!..
— Пусть нелегко, — оптимистично смотрит на трудности будущий военный врач. — Зато так увлекательно! Я просто пьянею от радости, что все у меня пока получается, результаты хорошие. И каждый день учебы — это еще один шаг к заветной цели.
Не беда, что особо блистать курсанту удается пока только на физкультуре (бег на 1 км — второе место на факультете, на 7 и 10 км — первое). Думается, у этого парня с таким серьезным отношением к учебе со временем проявятся незаурядные способности и по другим предметам.
Надеюсь и верю в яркую звезду Михаила Кресса — если не на высоком небосклоне БГМУ, то в его светлой и открытой душе. А добьется ли он такой же громкой славы, как у Николая Пирогова — основоположника отечественной топографической анатомии и военно-полевой хирургии, пионера эфирной анестезии, или станет просто хорошим военным врачом и офицером, пока никто не может знать. Судьба — тайна за семью печатями…
Давайте искренне пожелаем этому курсанту, как, впрочем, и его товарищам, встретить на пути много добрых и чутких людей, мастеров своего дела, готовых поделиться своим искусством врачевания и умением защищать Родину. Терпения, упорства и удачи!
Елена РОМАНОВА
romanova@vayar.sml.by