Миллионер Чебурашка

Источник материала:  
10.09.2010 — Разное

Мы с детства помним его добрые глазенки, и каждому, кто родился и вырос в Советском Союзе, хоть чем-нибудь, по-своему уникальным, запомнился Чебурашка. У каждого он ассоциируется с чем-то своим, таким уже далеким и родным, таким же теплым, близким, пушистым и ушастым – со сладким запахом детства, со школой, с дружбой и, может быть, даже с чьими-то ушами или улыбкой. Можно с уверенностью сказать, что каждому, кто его вспоминает, обязательно становится светлее на душе, и «каждому-каждому в лучшее верится».

Книга Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» вышла в 1965 году. Как говорит сам автор, его все время раздражала мысль, почему человек произошел от обезьяны, а, например, не от крокодила? Писатель придумал такой город, в котором животные пользуются равными правами с людьми. Жил-был Крокодил по имени Гена, который каждое утро просыпался в своей маленькой квартире и шел на работу в зоопарк, где он работал крокодилом. А вот Чебурашку находят в коробке из-под апельсинов, поэтому непонятно, что это за животное и с чем его едят. В книге это описано так: «В коробке с апельсинами, в которой путешествовал наш герой в детский магазин игрушек, он не мог удержаться на месте и все время переворачивался, падал и перемещался с места на место – то есть все время норовил «чебурахнуться»:

– Фу ты, чебурашка какой! – сказал про него директор магазина. – Совсем не может сидеть на месте!

Так наш зверек и узнал, что его имя — Чебурашка…

А потом Успенскому позвонил режиссер Роман Качанов со студии «Союзмультфильм». И уже в 1969 году мультфильм о Чебурашке и Крокодиле Гене вышел на экраны. Потом этим замечательным мультипликатором были сняты фильмы «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идет в школу» (1983).

Кстати, почему у Чебурашки такое странное имя?

Если открыть 4-й том словаря Даля на букву «Ч», то можно прочесть, что «в Нижнем Новгороде чебурашка – это ванька-встанька, куколка, как ни кинь ее, сама встает на ноги... Чебурахнуться – значит упасть, грохнуться, растянуться».

Сам Успенский называет две причины происхождения имени и самого литературного героя.

В детстве у писателя была бракованная игрушка. Не то медвежонок, не то заяц, с большими ушами. Он и называл его Чебурашкой. Но есть вторая версия, так как первую Эдуард Николаевич придумал специально для детей.

«Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу…. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И ее отец после очередного падения воскликнул:

— Ой, опять чебурахнулась!

Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что чебурахнуться – это значит упасть. Так и появилось имя моего героя. Было это в 1964 году, и на протяжении многих лет этот образ рекламировался и развивался».

Свой трогательный и такой узнаваемый облик Чебурашка приобрел не сразу. Вот как сам Успенский в книге описывал внешность своего героя: «Его сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая заячья, а хвост коротенький и пушистый такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Примерно такого Чебурашку и изобразил первый иллюстратор книги Валерий Сергеевич Алфеевский (1906–1998), но его версию ныне помнят разве что историки иллюстрации. Он пытался изобразить Чебурашку максимально близким к тексту, и… тот оказался похожим на обезьянку лемура.

Не лучше получилось и у сделавшего вторую попытку гениального мастера книжной иллюстрации Геннадия Владимировича Калиновского (1929–2006).

И только в 1968 году в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» появился великолепный образ, придуманный и нарисованный художником-мультипликатором Леонидом Ароновичем Шварцманом без всякой оглядки на описание Успенского. И сразу попал в десятку – иного Чебурашку уже и представить невозможно. «Когда мне предложили стать художником сериала про Крокодила Гену и Чебурашку, я долго мучился именно над образом главного героя. И наконец придумал эти кроткие глаза, умильные лапки и убрал хвост», — вспоминает художник. Это, кстати, хороший пример того, что канонический образ не всякому таланту дается и как иногда полезно художнику наплевать на авторский текст.

Песенка Чебурашки, написанная композитором Владимиром Шаинским на стихи Эдуарда Успенского и гениально исполненная Кларой Румяновой, хоть и не звучит в мультфильме, мгновенно стала хитом и заняла почетное место в детской советской песенной антологии.

Книги о приключениях Чебурашки и его друзей по-прежнему занимают первые строчки в рейтинге продаж. Копии мультфильмов расходятся миллионными тиражами.

Однако Чебурашка – не только символ счастливого детства, трогательный мультяшный персонаж, герой анекдотов (которые называют «чебурдоты»), спортивный символ России, но, прежде всего, раскрученный бренд (по оценкам аналитиков, он может стоить несколько миллионов долларов), объект охраны интеллектуальной собственности, вокруг которого кипят нешуточные юридические страсти. Можно сказать, что мы живем в годы, когда пишется эпохальное полотно «Проблемы авторского права на Чебурашку и Крокодила Гену»!

Персонажи, созданные для мультфильма, оказались настолько удачными, что Эдуард Успенский попытался присвоить себе не только успех фильма, но и авторские права на изображения и куклы, созданные по эскизам и чертежам Леонида Шварцмана, которому были предложены унизительные 10 % от коммерческой раскрутки персонажа. Художник отказался.

Успенский один запатентовал Чебурашку как товарный знак и закрепил эксклюзивные авторские права на него. Адвокаты и коллеги Шварцмана считают, что при регистрации собственных прав на этот персонаж он совершил махинацию, граничащую с подлогом — запатентовал не только имя персонажа, но и абрис (силуэт) героя, найденный Леонидом Ароновичем в ходе создания фильма.

В 1994 году Успенский учредил ООО «Чебурашка», поставив рекламу мохнатого зверька на промышленные рельсы и, выдавая ее на гора в индустриальных объемах, развил бурную коммерческую деятельность, заключил множество контрактов на использование персонажей из мультфильма, не принимая в расчет интересы художника.

Примером деловой хватки Успенского может служить факт продажи образа Чебурашки болгарской косметической компании «БРК-Косметикс» для оформления зубной пасты. Шварцман подал на компанию в суд, утверждая, что спекулировать мультгероем писатель не имеет права! Права на литературный персонаж, которые действительно принадлежат Успенскому, и права на изображение персонажей мультфильма, которые создал художник, – это юридически разные вещи.

Терпение художника лопнуло снова, когда Успенский продал китайцам права на изготовление партии меховых игрушек «Чебурашка». На этикетках был размещен копирайт Успенского. Шварцман подал на писателя в суд и выиграл его.

В декабре 2003 года в Токио начался новый суд по «делу Чебурашки». В этот раз автор книги про знаменитого ушастика Эдуард Успенский подал иск на компанию Cheburashka Japan за то, что она нарушила его авторские права. Суть претензии такова: японцы-де использовали придуманный им персонаж в коммерческих целях, не выплатив автору ни рубля (они запустили в серийное производство майки, значки, куклы и различные сувениры с изображением Чебурашки). Пока суд да дело, одна из крупнейших в Японии телекомпаний Terebi Tokio выкупила у Успенского на 10 лет вперед права на создание и показ 50 мультипликационных серий по 30 минут каждая.

Да и в России выходили различные издания, допустим перекидные календари с кадрами из фильма «Крокодил Гена» и рисунками Чебурашки, где указывалось, что автор персонажей — Эдуард Успенский, а Шварцман даже не упоминался.

В августе 2004 года в Олимпийский комитет России (ОКР) было направлено открытое письмо, которое подписали более сорока деятелей искусств, среди которых выдающиеся мультипликаторы Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Николай Серебряков, Эдуард Назаров. По мнению авторов письма, решение Олимпийского комитета об использовании образа Чебурашки в качестве талисмана российской делегации на предстоящей Олимпиаде, принятое без ведома подлинного автора рисованного персонажа – народного художника РФ Леонида Шварцмана, «породило оскорбительный для аниматоров России казус».

Допуская, что Олимпийский комитет находится не в курсе этой ситуации, авторы письма требуют от него извинений перед Л.А. Шварцманом через средства массовой информации.

Сам Эдуард Успенский не видит в случившемся ни проблемы, ни предмета для спора. «Авторы письма не правы в том, что Чебурашка принадлежит кому-то, кроме меня: я придумал и описал этого героя, он мой! То, что я передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы российской команды, — правда. Мы подписали договор о некоммерческом использовании образа в течение трех месяцев, о закупке шести тысяч игрушек, которые будут розданы участникам Олимпиады. С моей стороны это было сделано безвозмездно. Тысячи художников рисуют Чебурашку. Шварцман — лишь один из них. Он имеет право на свой рисунок, не отрицаю. Да, Шварцман автор рисунка, но Олимпийский комитет приобрел игрушки «Чебурашка». А графическое изображение и объемное — разные вещи. Олимпийскому комитету тоже не за что извиняться: он купил игрушки и будет их дарить, а не продавать».

В течение более чем 15 лет Успенский яростно защищает свое детище! Оно и понятно: кто же не защитит свою курицу, несущую золотые яйца!

В 2009 году ряд деятелей культуры совместно с Успенским написали открытое письмо президенту России Д.А. Медведеву, в котором утверждали, что «Союзмультфильм» нарушает их авторские права, незаконно использует интеллектуальную собственность, «развивает коммерческую деятельность с нарушением наших мыслимых и немыслимых прав, осуществляет лицензирование выпуска печатной продукции, игрушек, сувениров, использует героев для создания новых фильмов без нашего участия и согласия».

В «Союзмультфильме» уверяют, что готовы выплачивать Эдуарду Успенскому и всем другим авторам процент от реализации продукции под логотипом мультипликационных героев, однако сам Успенский от этих выплат отказывается.

«Существует постановление РФ от 29 мая 1998 года «О минимальных ставках вознаграждений авторов кинематографических произведений, производство которых осуществлено до 3 августа 1992 года». Согласно ему все авторы мультфильмов должны один раз в полгода получать определенный процент от реализации этого мультфильма и продукции, которая как-либо с этим мультфильмом связана. Вознаграждение авторов популярных мультфильмов доходит до сотен тысяч рублей в полгода. Когда доход от реализации маленький, то «Союзмультфильм» дополняет эту сумму до 7 500 руб. — такова минимальная сумма, которую может получить автор. Эдуард Николаевич отказывается от данных выплат, хотя мы неоднократно предлагали ему эти деньги. Мы настроены по-человечески и не забываем наших заслуженных авторов», — подчеркнула пресс-секретарь «Союзмультфильма» Екатерина Торопова.

Эдуард Успенский уверен в обратном и готов к дальнейшим судебным тяжбам.

«Я убежден, что я придумал своих героев, и это я могу платить «Союзмультфильму» копеечные проценты, а не они мне», — заявлял Эдуард Успенский.

Однако использование этого бренда носит многопрофильный характер, причем в большинстве случаев использование осуществляется контрафактно. А в ряде случаев в качестве выгодоприобретателей выступают художники или сам Успенский. По приблизительным оценкам, доходы «Союзмультфильма» от данного бренда могут составлять до 600 тыс. долларов в год.

Страсти Чебурашковы на этом не закончились.

В июне 2010 года состоялся очередной судебный процесс по «делу Чебурашки». Басманный районный суд г. Москвы отказал писателю Эдуарду Успенскому в иске против компании ООО «Флэш-мастер», которая по лицензии ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» выпускала USB-накопители в виде популярных персонажей мультфильмов – Чебурашки и Кота Матроскина.

По мнению суда, ответчик не нарушал права Э.Успенского на литературные персонажи при реализации USB-накопителей в форме игрушек «Чебурашка» и «Кот Матроскин». USB-накопители представляют собой изобразительную форму аудиовизуальных персонажей мультипликационных фильмов производства киностудии «Союзмультфильм», исключительные права на которые принадлежат фильмофонду «Союзмультфильм», и только он вправе ими распоряжаться, в т.ч. разрешать или запрещать использование персонажей мультипликационных фильмов производителям товаров.

Таким образом, компания «Флэш-мастер» объективно не могла нарушить права автора литературного произведения, который в соответствии с законом имеет право на использование только текста описания литературных персонажей.

Кстати, ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является обладателем всех исключительных прав на мультипликационные фильмы, созданные на киностудии «Союзмультфильм», включая составные части и элементы мультфильмов, в том числе оригинальные названия, аудио- и видеоряд, фрагменты и персонажи. В настоящее время коллекция фильмофонда насчитывает более 1 500 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов.

Вот такая анимационная драма. Пока без счастливого конца!

(При написании статьи использованы источники: «Киевский телеграфъ», «Экспресс-газета», «Известия», «Взгляд: деловая газета» (электронный ресурс), «Новая газета»).

←Forbes: «Праз 10 год Кітай дазволіць аднаполыя шлюбы праз недахоп жанчын»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика