КИЗдец по закону
19.07.2010
—
Разное
В «соцпакет» страшилок о зловещей российской действительности жирной прописью входят сказания о «черных» рейдерах, обманутых дольщиках и прочих нячэсных манипуляциях с объектами недвижимости, случающихся в России на каждом шагу. Не всех белорусов эти страшилки ввергают в ступор. Благодаря тесным контактам с местной действительностью некоторые из них давно перестали бояться чужих пугал, зная, что и в родных зеленях их понатыкано немало.
К числу таких храбрецов относятся и члены бобруйского кооператива индивидуальных застройщиков - несостоявшиеся владельцы квартир в коттеджном мини-поселке, который за свое-образную форму домиков в народе зовут «Крестами». Если Владимир Макей вздумает промониторить Бобруйск, жители этих «Крестов» наверняка расскажут ему много чего интересного.
(На фото: Коттеджи, сданные «под ключ», внутри напоминают заброшенный дзот с «Линии Сталина»)
В 1980-е гг. прошлого века, когда пресловутый квартирный вопрос в нашей республике стоял на порядок острее, чем сегодня, предприятие «Бобруйскагромаш» предложило своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, выгодную сделку: построить квартиры, что называется, «напополам». Николай Окрут был одним из первых, кто клюнул на это предложение: «Завод расписал нам такой вариант: они возводят «коробки», а все остальное - полы, штукатурка, отделочные работы - берут на себя жильцы. Правда, при этом нужно было отказаться от очереди на квартиру. А очереди тогда были огромные, вот я и согласился на коттедж». Вместе с Николаем вручить жилищную судьбу строительной фортуне решили еще 28 человек.
Однако в экономическом плане времена были не самые жирные - строительство «коробок» то начиналось, то стопорилось. Худо-бедно отстроенные стены будущим жильцам предъявили только к 1993г. Ни внутренней отделки, ни коммуникаций в них еще не было - частично эту работу должны были проделать сами жильцы, чем они и занимались с 1993г. по 2001г.
(На фото: Николай Окрут: «Знай мы, чем обернётся наше строительство, лучше бы на квартиру копить начали!» )
В 2001г. был создан кооператив индивидуальных застройщиков (КИЗ), с каждым из членов которого РУПП «Бобруйскагромаш» заключило договор о совместном строительстве с последующей передачей квартир в собственность. Для застройщиков это была последняя хорошая новость - дальше пошли сплошные косяки.
В сентябре 2001г. Бобруйский горисполком принял решение об утверждении актов приемки домов. Приняты они были со множеством недоделок - без воды, без света, без газа, со строительными огрехами, а членов КИЗ к участию в приемке даже не пригласили. Застройщики недоумевают: «Как можно было утвердить приемку, если масса недоделок до сих пор не устранена?» Устранять недоделки жильцам опять-таки пришлось за свой счет.
В марте 2005г. РУПП «Бобруйскагромаш» было преобразовано в открытое акционерное общество согласно договору безвозмездного пользования, заключенному между ним и Минпромом: «Наши квартиры были внесены в этот договор без учета вложенных нами средств и труда, но ни одна из ответственных служб предприятия об этом нас даже не уведомила».
С сентября жильцы начали обращаться в Бобруйский филиал агентства «Могилевгосрегистр», чтобы оформить квартиры в собственность. Но когда все пошлины были уплачены, а документы сданы, застройщиков ждал сюрприз: «Предприятие не выдало филиалу акты приемки-передачи квартир, и нам было отказано в регистрации собственности».
Застройщики было вздрогнули, но большие начальники бросились их успокаивать: «Несколько раз проводились собрания, на которых присутствовало и руководство завода, и представители горисполкома. Нам постоянно твердили: не волнуйтесь, это всё будет ваше. Согласно договору, мы должны были выплатить стоимость «коробок» по их остаточной балансовой стоимости. Деньги мы отдали, но паспорта на квартиры так и не получили».
Потеряв терпение, члены кооператива обратились в суд, но первое же заседание повергло их в шок: «На суде - в нарушение законодательства, т.е. не уведомив нас заранее, - нам предъявили встречное исковое заявление от завода и горисполкома о признании наших договоров недействительными. И суд удовлетворил этот иск, а наши договоры признал ничтожными - завод, мол, не имел права заключать их без разрешения министерства. Представляете? Нас несколько лет успокаивали - не волнуйтесь, вкладывайте деньги, а когда мы деньги вложили, у нас фактически отобрали жилье!»
Кстати, это были годы, когда вопросы строительства в городской администрации курировал небезызвестный Сергей Волеватый, чье местонахождение сегодня пытаются выяснить белорусские правоохранители: «В горисполкоме нам расписали другой вариант передачи квартир в собственность - путем приватизации. То есть жилье, которое мы построили, считай, за свои деньги, нам предложили выкупить еще раз. Мы стали возмущаться, но эти товарищи пригрозили: «Будете возникать, насчитаем вам 60 миллионов! А если поторгуемся, можем и уступить».
Члены кооператива торговаться отказались и решили судиться дальше. Они прошли все круги государственного ада - от областного суда до Верховного, от прокуратуры до госконтроля - но практических результатов эти хождения не имели: «На словах все соглашались, да, вы правы, а отписки давали, что всё, мол, по закону. В итоге мы живем сегодня чуть ли не на положении бомжей. Куда ни пойдем - в поликлинику ли, на почту ли - нигде мы не числимся. Выборы были - так нас даже не пригласили».
В свое время несколько жильцов все же согласились приватизировать квартиры в коттеджах, но те, кто решился на это после судебных мытарств, столкнулись с очередным препятствием: «Когда мы пошли на уступки, нам сказали, что теперь эти дома - ведомственное жилье, и приватизировать его запрещено. О как! Оказывается, все эти годы мы вкладывали свои деньги в строительство «ведомственного жилья». Возникает вопрос: а как же те, кто не ходил по судам, умудрились его приватизировать? И почему им можно, а нам нельзя?»
Как вариант застройщикам предлагают заключить договоры найма, что вызывает у них бурю негодования: «Мы вбухали в это жилье столько денег, а теперь еще и нанимать его должны?»
На вопрос, сколько именно вбухано в горе-строительство, члены кооператива тяжело вздыхают. Например, Екатерина Корозо утверждает, что за эти деньги она могла бы купить две двухкомнатные квартиры. Свое справедливое возмущение застройщица подкрепляет размышлениями в лучших традициях социальной философии: «Эти коттеджи начали строиться еще во времена Советского Союза, на них выделялись огромные суммы. Нам же отдали сущие развалины. Такое ощущение, что для госбюджета это была черная дыра, а для кое-кого - золотое дно. Неплохо бы поинтересоваться, куда делись денежки. А то понастроили себе дач под Минском, с гаражами и евроремонтами, а нам достались развалюхи, где мы все сделали сами, но в итоге остались у разбитого корыта».
«ВЫХОДИТ, ОБМАНУЛИ ПРЕЗИДЕНТА!»
В своих хождениях по мукам несостоявшиеся собственники заглядывали не только в Верховный суд и Комитет госконтроля. По словам застройщиков, обращались они и в администрацию президента:«Позвонили сначала. Женщина, которая курирует Могилевскую область, сказала нам: «Приезжайте, поможем». Приехали, но нас приняла уже другая сотрудница, и настроение у нее было другое. Чего, говорит, вы приехали жаловаться на лучших работников горисполкома? Мы возмутились: это кто лучший, Волеватый, что ли? Она тогда нас пугать начала: будете тут шуметь, вызову наряд милиции, и вас заберут».
Застройщики утверждают, что в свое время ситуация с коттеджами была на контроле у главы государства, однако «руководство завода отчиталось перед президентом, что все нормально и все довольны. Выходит, обманули президента! Неужели президенту наплевать: живут люди или не живут, умерли или не умерли?»
Бобруйск