Зачем Карпаты? Есть Дривяты!
Без ущерба для природы базы отдыха Национального парка «Браславские озера» смогут принимать в 2—3 раза больше туристов, чем сейчас
Факт впечатляющий: летом население Браслава увеличивается в два раза. Главным образом за счет туристов. Отдыхают в озерном крае по-разному. Самый простой и дешевый вариант – палатка на берегу озера. Сегодня на Браславах 34 благоустроенные турстоянки – с беседками, туалетами, мусорными баками, кострищами и постоянным запасом дров. Хочется уюта – вас готовы подселить к себе радушные местные жители. Вдоль набережной в Браславе пестрят таблички: «Сдаются комнаты», «Приглашаем в домик», «Добро пожаловать в усадьбу» (уже почти как в крымских курортных поселках). Но туристы опытные согласятся: самые комфортные условия – на базах отдыха. Их четыре, и каждая со своей изюминкой. С них и начнем знакомство с Национальным парком «Браславские озера».
«Боимся потревожить тишину…»
25 километров от Браслава — и извилистая дорога сворачивает в сосновый бор. За высокими резными воротами – стриженые газоны, альпийские горки, стройные туи и зеркальная гладь озера. Мы на базе отдыха «Золово».
– Сколько раз замечала: выходя из машин, туристы разговаривают шепотом, – встречает нас администратор базы отдыха Любовь Антонова. – В чем дело, спрашиваю. А они в ответ: «Боимся потревожить вашу тишину».
И в самом деле: сюда, кажется, не долетает ни один звук цивилизации. От рассвета до заката – только трели птиц, всплески волн и шелест листьев. У горожан в первый день отдыха от избытка кислорода голова идет кругом. Впрочем, едут не только за свежим воздухом. Баня, бильярд, прокат лодок, волейбольная площадка – досуг найдется для каждого. Всем по душе традиционная белорусская хатка с печкой, где можно и перекусить, и провести вечер у огня.
– А рыбы-то здесь тьма! С утра до вечера готов с удочкой сидеть, – по дороге к озеру поделился впечатлениями минчанин Георгий Литвин, приехавший сюда на несколько дней с супругой.
В трех коттеджах «Золово» со всеми удобствами могут жить немногим более 20 человек. Вдвое больше туристов способна принять база отдыха «Слободка». Она по-своему хороша – расположена у подножия озовой гряды, с вершины которой открывается фантастическая панорама озер — Недрово и Потех. При самом скромном раскладе сутки в деревянном домике будут стоить чуть более 30 тысяч рублей на человека (питание – за отдельную плату). Одноместный домик – в два раза дороже.
Минуя деревню Слободку и шпили местного костела, приезжаем на базу отдыха «Леошки», что на берегу озера Волос Северный. Она состоит из шести коттеджей разной степени комфортности. Гуляя по территории, за полчаса мы встретили только двоих отдыхающих. В разгар сезона домики пустуют?
– Напротив, база переполнена, – возражает мне Юлия Павловская, и.о. заместителя генерального директора Национального парка «Браславские озера». – Шумно здесь никогда не бывает: туристы едут сюда за покоем и гармонией с природой, некоторые специально ищут уединения. Раньше мы устраивали анимационную программу «Как мы в Браславе гуляли», но в этом году отказались. Большинство отдыхающих ее игнорировало.
– А что еще для отдыха надо? Великолепное озеро, лес, внимательный персонал. И даже в пасмурную погоду здесь хорошо, – поддержала разговор гостья из Санкт-Петербурга Евгения Кириген, которую мы встретили у берега.
Впрочем, в Нацпарке понимают, что турист туристу рознь, поэтому стараются предложить разнообразный отдых: экскурсии в Браслав, пешие и велосипедные походы, байдарочные маршруты по всему каскаду озер, автобусные путешествия в Поставы, Полоцк, Витебск, Минск. Есть желание – можно и с ружьем по лесу побродить, заказав охотничий тур.
Самый крупный туристический комплекс национального парка – база отдыха «Дривяты» на окраине Браслава. Здесь на деле воплощен принцип: максимум удобств и никаких бытовых хлопот. В отдельном здании работают ресторан, кафе-бар, есть тренажерный зал и небольшой бассейн. В трех корпусах могут жить до 100 человек. Самый дорогой люкс-пентхаус с джакузи стоит 233 тысячи рублей в сутки. Место в обычном номере обойдется дешевле – от 56 до 93 тысяч.
На пристани «Дривят» пришвартован белый теплоход, который два года назад был куплен у гомельского речного пароходства. Мы прибыли на базу отдыха как раз к его отплытию.
— И какая крейсерская скорость? – заглядываю в рубку.
— По паспорту — 18 километров в час, — отвечает капитан Вячеслав Дробышевский. — Но для Дривят это даже много, мы больше 10 еще не разгонялись. Куда спешить, когда туристы на борту?
Теплоход плывет вдоль берега, вдали показывается Браслав, Замковая гора, купола церкви. Пока туристы слушают экскурсовода, Вячеслав вспоминает кое-что из своей биографии. 40 лет за штурвалом. Буксировал баржи по Неману и Сожу, а до недавних пор трудился в витебском порту, но сейчас его теплоход на ремонте. Нынешняя работа нетяжелая: в сравнении с реками пятое по величине озеро Беларуси Дривяты – тихая заводь. Но и здесь есть свои подводные камни – местами можно сесть на мель.
В каждое плавание капитан берет в рубку мопса, по кличке Бэкки. Дождавшись, когда теплоход пристанет к причалу, я попросил Вячеслава взять на руки любимца и сделал снимок на память.
От сафари-парка до яхт-клуба
Теперь немного цифр. Каждый год базы отдыха на Браславах принимают 5—6 тысяч туристов, которые пополняют бюджет нацпарка на 1,5—2 миллиарда рублей. Одновременно на базах отдыха могут жить до 180 человек. При этом в разгар лета путевок нет (бронируют их еще с нового года), а в межсезонье и зимой домики заполнены лишь на 10—25 процентов.
— Туристический потенциал Браславщины далеко не исчерпан. Без вреда для природы мы можем принимать у себя в два-три раза больше туристов, чем сейчас, — уверен генеральный директор Национального парка «Браславские озера» Василий Сачук. – В этой связи перед нами стоят две серьезные задачи: развивать материальную базу нынешних объектов и делать их привлекательными для отдыха в любую пору года.
Слова с делом не расходятся: на «Дривятах» только что открылся после капитального ремонта третий корпус. В «Леошках» достраивают несколько летних бунгало, будет здесь и VIP-коттедж. В ближайшие годы кардинально должна преобразиться «Слободка». Ну а зимой путевки будут нарасхват только при условии, если появится лечебно-оздоровительный корпус. Место ему отведено на «Дривятах», но о строительстве речь пока не идет – не ясен источник финансирования. Впрочем, минимум оздоровительных услуг на базе отдыха собираются оказывать в ближайшее время. Чтобы пригласить, например, массажиста, нужна лицензия, и ее получение не за горами.
— Планов по развитию туризма много. Только одними своими силами нам их не осуществить, — рассуждает Василий Сачук. – Прошлый год национальный парк хоть и завершил с прибылью (более 600 миллионов рублей), но денег этих на крупные проекты не хватит. Развитая курортная инфраструктура здесь может быть создана лишь при участии различных министерств, иностранных инвесторов, частного бизнеса. А для этого нужна программа, подобная тем, которые реализуются сейчас в национальных парках «Нарочанский» и «Припятский». При нашем участии Браславский райисполком подготовил проект такой программы. От того, будет ли он одобрен в Совете Министров Беларуси, зависит, насколько быстро Браславщина станет курортом национального значения.
В чем нуждается сегодня озерный край? Зимой не обойтись без лыжной трассы с подъемником. Новым словом в туризме стал бы яхт-клуб на берегу Дривят. Нужен летний аквапарк, этнографический музей, всесезонный культурно-развлекательный центр…
Один крупный проект уже реализуется с поддержкой республиканского фонда охраны природы. На Браславщине воплотится мечта охотников — свой сафари-парк. До конца года территорию, охватывающую часть леса, болота и поля, оградят и поселят на ней диких кабанов. Из других регионов (только уже не для охоты) завезут сюда муфлонов, ланей и канадских оленей, наблюдать за которыми можно будет со смотровых вышек. А после нового года в здешних вольерах появится и первый на Браславских озерах зубр.
Защитить и сохранить природу
В нацпарке подчеркивают: все проекты в сфере туризма будут воплощаться с одной важной оговоркой: никоим образом они не должны вредить заповедной природе. На то в 1995 году и было создано природоохранное учреждение, чтобы защитить и сохранить уникальную экосистему, сберечь и приумножить богатства природы.
Нацпарк уже предотвратил одно экологическое бедствие на озере Дривяты. Под воздействием удобрений с полей и городских стоков оно стало зарастать жестким тростником. Нерестилища оказались непроходимыми для рыб. Озерная фауна мельчала, а рыбаки таскали пустые сети. К решению проблемы в 2007 году подключились ученые, мелиораторы. Теперь работы в береговой зоне завершены. Рыба получила затоки для нереста, а люди – благоустроенный пляж.
Каждый день около 300 работников нацпарка следят за порядком в лесу. Ежегодно высаживается по 200 гектаров молодняка. Идет зарыбление водоемов, за последние пять лет в озера выпущено порядка 530 тысяч личинок угря. С разведением этой ценной рыбы здесь связаны особые планы – есть экономически оправданный проект строительства угреводного цеха, который претендует на попадание в государственную программу развития рыбной отрасли. Дело для Беларуси нужное, поскольку рынок промышленного разведения угря у нас не освоен. Предполагается, что личинки угря нацпарк будет закупать в Европе и выращивать их в специальных бассейнах на базе бывшего рыбозавода. При этом производство будет ориентировано как на экспорт, так и на зарыбление белорусских водоемов.
Не туризмом единым
В перспективе туризм может стать основным источником доходов Национального парка «Браславские озера», а пока наиболее рентабельной отраслью остается деревообработка (за прошлый год объем производства исчисляется в сумме около трех миллиардов рублей). Паллеты, заготовки для поддонов востребованы на внутреннем рынке, находят покупателя и за рубежом. Но уже сегодня производство нуждается в реконструкции – оборудование износилось на 80 процентов, а рынок никак нельзя потерять.
Помогло Управление делами Президента Беларуси: в 2009 году на возвратной основе выделило средства на модернизацию лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования. Куплены лесные машины, трактор, прицепы. Еще предстоит заменить старые лесорамы на автоматические, построить сушильный комплекс.
– С новой техникой улучшим качество сырья, увеличим объемы производства, – делятся планами в нацпарке. – И за два-три года деревообработка станет ориентированной на экспорт, что сулит высокую рентабельность.
Сверхвыгодно приглашать иностранных охотников: за возможность походить по лесу и подстрелить «трофейного» кабана немцы, французы, россияне платят по 1,5—2 тысячи евро. Но каждый зверь и каждый выстрел на контроле. Лимиты на отстрел строгие: в этом году в нацпарке можно добыть 1700 кабанов, 200 косуль и 50 лосей. А всего за прошлый год охотники оставили в кассах 800 миллионов рублей. Еще около 170 миллионов в статье доходов пришлось на долю рыболовов-любителей (план на год нынешний – не менее 190 миллионов).
Заниматься земледелием на Браславщине нелегко: мелкий контур полей, каменистая земля, набеги диких кабанов. И тем не менее хозяйство нацпарка считается одним из лучших в районе. В прошлом году здесь произвели и продали молока, мяса и другой продукции на 1,7 миллиарда рублей. И это далеко не потолок для местных аграриев. С помощью средств Управления делами Президента Беларуси за последние годы на 70 процентов обновлена техника. В планах — реконструкция молочно-товарной фермы.
– Чтобы достойно справляться с возложенными на нас задачами, национальный парк должен крепко стоять на ногах, – подводит итог нашей встрече Василий Сачук. – Не берусь оценивать с юридической стороны действия прежних руководителей. Сомнений нет в одном: каждый из них внес свой вклад в развитие учреждения. Эти достижения нам по силам приумножить. Всякое направление деятельности должно приносить высокие доходы на благо природы и людей.
На снимке: теплоход «Браславские озера» — визитная карточка озера Дривяты.
Фото: Николай ГРАДЮШКО
Каркасные канадские коттеджи. Строительство домов под ключ. Строительство каркасных домов недорого.