Жизнь вне дороги

Источник материала:  
02.07.2010 — Разное

Достаточно окинуть взглядом столичные проспекты и улицы, чтобы понять, что в нашей стране мощные и большие машины — в почете. Несмотря на то что дорожная сеть в Беларуси хорошего качества, в стране растет количество внедорожников. Но, покупая столь одиозный автомобиль, надо помнить, что его размеры порой соответствуют затратам на обслуживание и ремонт. На что надо обратить внимание после покупки такого автомобиля, рассказывает мастер одной из станций технического обслуживания Василий ПЕСКОВСКИЙ.


— Внедорожник изначально был задуман конструкторами для езды по бездорожью, за пределами асфальтированных трасс. Поэтому у классического «джипа» есть несколько узлов, на которые во время эксплуатации нужно обратить особое внимание.

— Эти узлы есть у всех внедорожников, в том числе и выпущенных недавно?

— Нет. Машины с высокой проходимостью нужно разделить на две группы. Первая — автомобили с постоянным полным приводом, где усилие передается с ведущего моста на подключаемый, — «паркетники». Вторая — полноценные внедорожники, где есть подключаемый полный привод, — это когда есть блокировка, межосевой дифференциал, редукторы. В основном их изготавливают такие фирмы, как «Тойота», «Мицубиши», «Ниссан», «Джип», «Рэндж Ровер»… Внедорожники второго и третьего поколения относятся к классическим — с механическим подключаемым и постоянным приводом, когда дополнительно нагружена либо передняя, либо задняя ось. Более современные версии идут с электрическим подключением привода.

— Вам каждый день приходится «исправлять ошибки» водительской некомпетентности. Многие полагают: приобрел внедорожник — и езди. А на что нужно обратить внимание при покупке?

— В первую очередь на состояние кузова и мостов.

Осмотрите весь дифференциал, начиная с коробки передач и заканчивая полуосями и колесными подшипниками. Все должно соответствовать настройкам, иметь люфты, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Нужно обязательно вскрыть редуктор и обратить внимание на качество масла — спаленное, имеет ли металлические примеси. Желательно сразу его заменить, тогда и подвеска будет ходить исправно. Остальные узлы и агрегаты осматриваются как в обычной легковушке.

— Ну у внедорожников-то, как правило, объем двигателя побольше…

— Так они должны выдерживать и соответствующие нагрузки. С другой стороны, у мощных моторов и больший моторесурс, в среднем они выхаживают минимум полмиллиона километров.

Еще одна важная особенность — состояние шин автомобиля. Они должны быть одного производителя и с одинаковым протектором, так как у внедорожника обе оси ведущие. Не зря же производители на этом акцентируют внимание! «Тойота», «Мицубиши», «Ниссан», «Джип», «Рэндж Ровер» и другие — все позиционируют одинаковые правила.

Если протектор разный, то может произойти поломка дифференциала. Ось будет находиться в постоянном напряжении. Кстати, в новых моделях внедорожников ведется электронный контроль за оборотами каждого колеса. И если они идут в разнобой, то страдают бортовые электронные системы.

— Есть ли у внедорожника отличия в особенностях эксплуатации, скажем, от легкового автомобиля?

— Конечно. Важно никогда не забывать менять масло в коробке переключения передач и раздаточной коробке.

— И в «раздатке»?

— Обязательно. РКПП — узел, который снимает усилие с коробки передач и передает его на вторую ось. «Раздатка» сочленена с механической коробкой, а вообще, по сути, это два разных узла автомобиля, так как МКПП отвечает за набор скорости, а РКПП — за передачу усилия на мосты для повышения проходимости автомобиля.

— Какой скорости можно достигнуть на внедорожнике при включенной РКПП?

— Это зависит от того, какие параметры в нее заложил производитель. Если это «паркетник», то можно придерживаться «крейсерской» скорости. А если это полноценный внедорожник, то конструкторами будет прописана иная скорость. Например, у «Рэндж Ровера» при полной блокировке с учетом включения всех дифференциалов рекомендуемая скорость — 8 км/ч…

В эксплуатации внедорожника важна профилактика: чистка и смазка агрегатов, в том числе и устройств привода включения передних колес (если она заднеприводная). Конечно, опыт приходит в процессе эксплуатации. Но надо знать азы обслуживания, и тогда машина будет радовать владельца достаточно долго.

Как лучше ездить по бездорожью? Вот что советует профессионал

– По бездорожью следует ехать на первой или второй передаче, не очень сильно газуя и подруливая вправо-влево. Перед проездом сложного участка необходимо ускориться, а как только почувствуется пробуксовка, плавно отпустить газ, пока она не прекратится.

– Газовать следует при въезде в густую грязь, а при выезде обороты снижать. Если авто застряло, для выезда необходимо его раскачать, поставив передние колеса прямо.

– При езде по проселочным дорогам необходимо внимательно следить за раскачкой машины на колдобинах, гасить ее можно либо своевременным торможением, либо газом. Ведь удары по днищу очень неприятны. Как правило, тормозить необходимо, когда передние колеса катятся в яму, а газовать, когда выходят из нее.
– При движении по полю, покрытому травой, либо редколесью самое неприятное – скрытые препятствия (ямы, канавы, пни, камни). В таких ситуациях лучше выйти из машины и проверить дорогу.

– Самое главное при движении – не попасть в колею. Снос туда даже одного колеса может затянуть весь автомобиль. По неглубокой колее следует ехать не очень быстро, а руль надо держать крепко. Если колея глубокая, по ней двигаться опасно, можно сесть на днище. Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса.

– Преодолевать затопленные участки дороги надо на первой передаче и повышенных оборотах, чтобы случайное попадание капель воды в двигатель не вызвало его остановку. После преодоления брода надо остановиться и, включив нейтральную передачу, дать двигателю поработать на повышенных оборотах несколько минут, чтобы в моторном отсеке все высохло.

© фото Игоря Кандраля

←Оправдание надежд

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика