Глубокие следы ненависти
Глубокие следы ненависти
Ненависть все равно осталась. Один из неуехавших узбеков говорит, что хотя в Оше большинство жителей - мусульмане, но у одних - киргизов - есть оружие, а другие - узбеки - оказались на кладбище.
Перед зданием областной администрации некоторое время спустя собираются обозленные киргизы. Нашли пять обезглавленных трупов киргизов. Собравшиеся требуют предпринять энергичные меры против узбеков. Дело доходит до рукоприкладства возмущенных киргизов в отношении иностранных журналистов, поскольку те якобы освещают события односторонне - на руку узбекам. В ушах у иностранцев гремят слова известной в городе киргизской бизнесвумен о том, что в репортажах зарубежных журналистов об "ошском аде" все время говорится об убитых узбеках и не говорится об убитых киргизах. А затем без всякого стеснения последовал крик о том, что "замочили" слишком мало узбеков.
В этих взрывах проявляется задетая честь киргизов, к ней примешиваются теории заговоров. Утверждается, что узбеки контролировали экономику, им принадлежали лучшие магазины и практически весь центральный базар Оша. Для киргизов, гордых скотоводов с гор, титульной нации Кыргызстана, в Оше и на всем юге возможной оставалась только подчиненная роль.
Теперь многие киргизы говорят, что узбеки не удовлетворились своим экономическим доминированием: один из их лидеров потребовал создания на юге Кыргызстана автономии для узбеков. Если бы их не остановили, они бы попытались когда-нибудь присоединить юг Кыргызстана к Узбекистану. Это звучит почти как оправдание убийства сотен узбеков в Оше.
Вещественные проявления ненависти может увидеть каждый... Всюду разрушения, более 100 узбекских домов сожжено, магазины разрушены, автомашины обуглены. Значительная часть большого базара и ведущих оттуда к центру города улиц лежит в руинах. Там, где киргизы и узбеки жили бок о бок, с началом конфликта на домах появились надписи "киргизы", очевидно, чтобы защититься от насилия со стороны своих же соплеменников. На стенах некоторых домов написано "сарт" - ругательное прозвище узбеков. Сделано ли это для того, чтобы направить поджигателей, мародеров и насильников в нужные дома, или это появилось позже и должно подтвердить, что с узбеками поступили правильно, сказать невозможно.
...Председатель узбекского национального культурного центра в Оше Джалаледдин Салахетдинов отвергает обвинения в том, что узбеки требовали автономии и тем самым провоцировали распад Кыргызстана. Ошские и джалал-абадские узбеки, напротив, заинтересованы в государственном единстве, говорит Салахетдинов. Но и гражданами второго сорта они быть не хотят. И то, что произошло в Оше, то, что солдаты массово расстреливали узбекских жителей и тем самым встали на сторону киргизских банд, есть не что иное, как геноцид узбеков. Это как раз то обвинение, которое приводит киргизских жителей города в бешенство.
Задействована ли в этом таинственная "третья сила", имеющая свой интерес в дестабилизации Кыргызстана и кто это может быть, способно выяснить только расследование, проведения которого требуют в Кыргызстане и за рубежом. До сих пор строятся только предположения... Но никто не оспаривает, что снайперы в Оше стреляли как в узбеков, так и в киргизов и тем самым вызвали у обеих групп взаимную ненависть: каждая сторона винила противоположную в действиях снайперов.
...И что же дальше? Царит полная растерянность. Последуют ли призывы поставить сильного человека, который наведет порядок и утвердит закон? Или радикальные исламские силы, вроде запрещенной "Хизб-ут-Тахрир", воспользуются провалом киргизского государства, столь очевидным после кровавой бани в Оше?
Михаэль ЛЮДВИГ.
Фото: РЕЙТЕР