Подрывник бригады «Дяди Коли»

Источник материала:  
26.06.2010 — Разное

Ветеран войны Анатолий Шиманович не раз возвращается в мыслях к наиболее тяжелым боям, в которых ему довелось участвовать более полувека назад, часто вспоминает погибших товарищей. Он инвалид второй группы — все чаще дают о себе знать ранения и контузии, полученные во время Великой Отечественной…
Несмотря на это, ветеран войны бодр и оптимистичен, он каждый раз с радостью встречается со школьниками, чтобы рассказать юным о тех героических событиях.

Анатолий Павлович родом из деревни Плиса Смолевичского района. Перед самой войной окончил среднюю школу. Как вспоминает ветеран, еще не успели вместе с одноклассниками вынести банкетные столы из класса после выпускного вечера, как на Плису налетели самолеты и разбомбили их школу… Уже 26 июня 1941-го деревня оказалась зажатой в кольцо, поскольку железнодорожные пути были перебиты во время бомбежек. Объявили мобилизацию, а Толю вместе с друзьями в армию не взяли — по возрасту не подходили. Однако мальчишки не растерялись — с первых дней войны создали группу инициативной молодежи, которую назвали «Орленята». Ребята переписывали и распространяли сводки с фронтов, собирали оружие, патроны, только сами еще хорошо не знали, для чего это понадобится… В апреле 1942 года Шимановичу с друзьями-подпольщиками удалось вывести из немецкого лагеря, находившегося на территории завода «Красное знамя», 10 человек пленных, вскоре те ушли в партизанский отряд.

— Весной 1942-го нам удалось установить контакты с подпольным и партизанским движением, — рассказывает Анатолий Павлович. — Я попал к партизанам по линии КГБ — так называли бригаду «Дяди Коли», которую возглавлял Петр Лопатин, впоследствии Герой Советского Союза. Наш отряд базировался среди болот, на острове в районе деревни Будиничи Борисовского района. Чтобы пробраться к лагерю, нужно было несколько километров идти по кладкам, проложенным по болоту. У нас была радиосвязь, мы вели большую разведывательную и подрывную работу.

Никогда не забудется Анатолию Павловичу боевое крещение, когда в составе отряда народных мстителей возле деревни Замошье Борисовского района он попал в перестрелку. Юный боец понимал, что положение создалось очень тяжелое — подрывников могут не только перестрелять, даже окружить и взять в плен…
В тот момент, когда фашисты начали наступать, он услышал призыв Зины Савенковой: «Партизаны своих не оставляют!». После этого вся группа бросилась в контратаку, и враг не выдержал, отступил.

Под руководством опытного партизанского подрывника Александра Гармазы Анатолий Шиманович изучил минное дело и осенью 1942 года вышел на первое самостоятельное задание во главе группы.

— Сначала ставили мины нажимного действия. Однако немцы быстро раскусили наш способ минирования и начали гонять платформы, груженные песком. Поэтому пришлось изобрести другой: лежали около шоссейной дороги и приводили мины в действие шнуром, длинной бечевкой, которую изготавливали из парашютных строп. Так как на железной дороге, как правило, дежурил вражеский часовой, к заветной цели нужно было добираться ползком, со всеми предосторожностями. Да и когда нам удавалось взорвать поезд, немцы тут же открывали огонь…

По словам ветерана войны, бывали случаи, когда немцам удавалось ранить подрывников. К слову, и Анатолий Павлович в боях был три раза ранен и дважды контужен.

Благодаря редкой находчивости и мастерству Шимановича через некоторое время назначили старшим подрывной группы. Ему доверили самостоятельно отбирать и обучать людей подрывному делу. В его команду попали ребята смелые и настойчивые. Со своей группой Анатолий Шиманович подорвал 21 эшелон. Вскоре ему разрешили забрать в партизанский отряд родителей и сестру, которые вели подпольную деятельность со 2 сентября 1942 года.

Каждый день партизаны, подвергаясь смертельной опасности, с необыкновенной настойчивостью искали все новые способы нанести врагу как можно больший вред. За время войны Анатолий Павлович лично подорвал 14 вражеских эшелонов, пустил под откос около 110 железнодорожных вагонов и платформ (из них 56 с живой силой и 11 с боевой техникой), 16 цистерн с горючим и 15 паровозов. Взорвал на шоссейных дорогах девять автомобилей, в которых погибли более сотни гитлеровцев, причем две автомашины смельчак подорвал броском противотанковой гранаты. Кроме этого, юный партизан участвовал в боях с карательными отрядами и разгроме вражеских гарнизонов в Зембине, Мгле, Замошье, Ляховке и других селах, проявляя исключительное мужество и инициативу. Действуя в разведке, он своевременно доставлял важные сведения о противнике, а однажды захватил и доставил в штаб «языка».

Летом 1943 года Анатолия Павловича Шимановича наградили орденом Красного Знамени, затем орденом Красной Звезды. А в ноябре того же года представили к званию Героя Советского Союза, которое, увы, так и не было присвоено. Так сложилось, что после соединения партизан с частями Красной Армии самолет с документами о награждении партизан-героев был сбит над линией фронта… Командование бригады, а впоследствии и Белорусская республиканская организация ветеранов сделали все возможное для того, чтобы восстановить справедливость, но все ходатайства не увенчались успехом и по сей день.

Сегодня трудно представить себе, в каких тяжелых условиях приходилось в годы войны жить партизанам. Спали в землянках. Нередко во время боевых операций укрытием им служила еловая кора — ее вырезали, загибали и затем накидывали на себя вместо спального мешка… Не хватало обуви — плели лапти из тонкой лозы, шили лапти из сырой кожи и подвязывали их тесемками. Ну а летом многие партизаны ходили босиком. Не было запасов продуктов, остатки муки разводили болотной водой, питались травой, побегами лозы. Не раз приходилось во время фашистского окружения лежать без движения в болотной грязи по нескольку часов… Несмотря на столь некомфортные условия жизни, Анатолий и его товарищи никогда не падали духом.

Весной 1944-го самого Шимановича, к тому времени раненного и контуженного, как и многих других, спрятали в болотной трясине. Парень только чудом остался жив… А в июле его направили в распоряжение ЦК комсомола республики — незаживающие раны и контузии не позволяли призвать в армию.

После войны Анатолий Павлович получил высшее экономическое образование, работал в системе потребительской кооперации.

…Все меньше остается рядом с нами свидетелей подвигов в годы Великой Отечественной войны, и тем ценнее воспоминания каждого ее участника. Мы не вправе забывать об этих мужественных людях — истинных патриотах нашей Родины.

Екатерина СЛАБКО

slabko@vayar.sml.by

←Как «СБ» помогла любанской бабушке Татьяне Павловне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика