Две страницы из жизни летчика Шонина
На парадном кителе Николая Шонина с трудом умещались боевые награды – два ордена Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, 12 медалей, среди которых и «За боевые заслуги».
…Николай Иванович в начале 41-го поступил в летное училище. После его окончания вместе с группой молодых летчиков был откомандирован в распоряжение 3-го Белорусского фронта.
Получив самолеты, молодые пилоты вылетели в направлении Орши. В это время стремительно развивалась операция «Багратион». Свою часть они нашли уже западнее Минска. Так летчики оказались в 213-й Витебской краснознаменной дивизии ночных бомбардировщиков, которой командовал Герой Советского Союза Молоков. Шонин получил назначение в 24-й гвардейский полк.
О первом боевом вылете он вспоминал с нескрываемым волнением. Со штурманом, опытным летчиком, полетели они на ночное бомбометание и в разведку. Возвращались вдоль шоссе, на котором заметили фашистские танки. Эти данные очень пригодились командованию.
В годы Великой Отечественной войны Николай Шонин совершил 323 боевых вылета.
Особенно трудно было в последние недели войны. Враг в смертельной агонии предпринимал отчаянные попытки изменить ход военных действий.
— Мы отбомбились по аэродрому Дилау на окраине Кенигсберга, — вспоминал Николай Иванович. – Разведка донесла, что немецкое командование собирается бежать. Мы получили задание полностью блокировать аэродром и вылетели несколькими самолетами друг за другом через 5 минут, чтобы бомбить и полосу, ангары, все, что там было. Бегство нацистов с аэродрома Дилау было полностью сорвано.
За эту операцию Николай Шонин был награжден орденом Отечественной войны I степени.
После войны он летал на самолетах разных типов. В начале пятидесятых годов прошлого века освоил винтокрылую машину МИ-4, на которой участвовал в воздушном параде. Позже получил приглашение принять участие в первой советской экспедиции по изучению Антарктиды. Осенью 1955 года на кораблях ледокольного типа «Обь» и «Лена» ученые высадились на берегу шестого континента. Вместе с исследователями отправились туда и пилоты: в распоряжении летного отряда было четыре самолета разных типов и два вертолета. Это уже теперь Антарктида почти обжитый материк. А тогда, в 1955 году, советские исследователи были первыми, и неожиданности подстерегали их на каждом шагу. Очень сложно было посадить машину на лед: первичная посадка всегда была сопряжена с риском. Летчик сам, «на глазок», находил на льдине так называемый аэродром, делал несколько заходов и садился. У Николая Ивановича все полеты в Антарктиду были успешными. Хотя случались и внештатные ситуации.
Однажды пилот вместе с учеными вылетел на вертолете в район моря Дейвиса. Людей надо было высадить на одну из льдин. Долго искал подходящий аэродром. Нашел, как ему казалось, посадку совершил удачно. Но когда стал выключать двигатель, передние колеса провалились под лед. Корпус двигателя лег на льдину. Пассажиров срочно высадил, а сам вызволил вертолет из ледяного плена. Поднялся в воздух, сделал круг, подлетел к исследователям, завис над ними и в таком положении посадил всех на борт. Пришлось вернуться на базу.
И в период Великой Отечественной войны, и в годы мирного труда Николай Шонин выполнял задания, которые требовали профессиональной подготовки, неимоверного физического напряжения, предельной собранности, твердой силы духа. К сожалению, Николая Ивановича уже нет с нами, но его дело продолжают ученики – сегодняшние летчики, в которых он воспитал те же качества личности, которыми обладал сам.