Сверили позиции прокуроры Беларуси и Украины
В минувший вторник в здании Генеральной прокуратуры довелось быть свидетелем, как в кабинетах и коридорах беседовали о житье-бытье работники Генеральной прокуратуры Беларуси и Украины. Впечатление было такое, что они соскучились по доверительному, сердечному общению и им очень хотелось сообща обсудить многие проблемы, непростую прокурорскую жизнь.
Это проявилось и в ходе официальных мероприятий, состоявшихся в связи с визитом прокурорских работников Украины во главе с Генеральным прокурором Александром Медведько. По приглашению Генерального прокурора Беларуси Григория Василевича в нашу страну прибыли также старший помощник Генерального прокурора Украины Игорь Рогатюк, начальник международно-правового управления Генеральной прокуратуры Виталий Касько, прокурор Черниговской области Сергей Мирошниченко. В Генеральной прокуратуре Беларуси делегацию встречали Генеральный прокурор Григорий Василевич, его заместители Виктор Конон и Алексей Стук, руководители структурных подразделений. Сообща с украинскими коллегами они обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества прокуратур Беларуси и Украины, выработали приемлемые формы и методы обоюдного взаимодействия.
Генеральные прокуроры Беларуси и Украины во время переговоров подчеркивали, что между органами прокуратуры двух соседних стран сложились тесные, добрые отношения. Они старались в меру сил и возможностей взаимодействовать, сообща изобличать матерых преступников.
Приведу один пример такого рода.
Уроженец Омска Сергей Попов получил от одного из российских предпринимателей заказ на физическое устранение директора Белоярского филиала ООО «Энергосвязьинвест» О. Зильбермана. Попов специализировался на заказных убийствах. Киллер выполнил заказ в Витебске: в подъезде дома по улице Хмельницкого произвел февральским утром в Зильбермана 14 выстрелов из пистолета-пулемета, не оставив тому шанса выжить.
Некоторое время спустя С. Попова попросили устранить за щедрое вознаграждение и финансового директора того же ООО «Энергосвязьинвест» В. Стрельцова. Конечно, после двух убийств (кроме директора филиала, в России был убит и один из телохранителей руководителей общества) финансовый директор попросту не мог не опасаться за свою жизнь, предпринял меры предосторожности. Но и наемный убийца оказался, как говорится, не лыком шит. Для выполнения заказа в качестве ближайших подручных он привлек молодых украинских хлопцев Алексея Трикоза и Павла Бойко.
Сообщники около полугода жили в Витебске. Когда требовалось, гримировались под бомжей. Свободное время проводили с интересными витебчанками. И в то же время тщательно изучали распорядок дня, окружение заказанного бизнесмена. Терпеливо ждали время Ч. И оно пришло. Действовала банда строго по плану, разработанному Поповым.
Когда зимним вечером В. Стрельцов, оставив машину на автостоянке, направился к вызванному им такси, Бойко и Трикоз, вооруженные пистолетами, расстреляли его 16 огнестрельными выстрелами. От них В. Стрельцов скончался на месте происшествия.
Этот расстрел видел водитель такси Ю. Строгонов. Чтобы устранить нежелательного свидетеля и скрыть убийство, киллеры дважды выстрелили в сидевшего за рулем таксиста. Но Строгонову удалось уехать с места происшествия, стрелявшие в него не попали.
Однако этот весьма ценный свидетель мало чем помог следствию. Более того, борцы с организованной преступностью из МВД взялись за ошибочную версию, которая ни к чему хорошему не привела. В то же время Валерий Трофимов (позже он стал начальником управления уголовного розыска Витебского УВД) из командировки в Россию привез такую ценную информацию: к убийству в Витебске могут быть причастны уроженцы Керчи Алексей Трикоз и Павел Бойко. Никаких доказательств этого предположения не было. Чтобы они появились, следователи Генеральной прокуратуры Беларуси решили использовать то обстоятельство, что экспертам удалось зафиксировать следы убийц на пистоле и перчатке, найденных на месте преступления. Для проведения генодактилоскопической экспертизы с помощью украинских коллег белорусские правоохранители взяли необходимые им отпечатки пальцев у родителей А. Трикоза и П. Бойко. Заключение экспертов оказалось обнадеживающим: с очень высокой степенью вероятности они утверждали, что следы на пистолете и перчатке могут принадлежать детям тех людей, чьи отпечатки были представлены на исследование.
Дальше – больше. По предъявленной фотографии Алексея Трикоза опознала женщина, видевшая его на месте преступления. Следствию повезло: свидетелем оказалась профессиональный фотограф с наметанным, цепким взглядом. Так шаг за шагом и удалось изобличить преступников.
Они являлись гражданами Украины и, совершив убийство и покушение на него на территории Беларуси, покинули нашу страну. Поэтому Генеральная прокуратура Беларуси проинформировала Генеральную прокуратуру Украины, что все возможные следственные действия по данному уголовному делу в отсутствии обвиняемых на территории Беларуси выполнены. Руководствуясь положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной между нашими странами еще 22.01.2003, белорусская сторона направила коллегам в Киев поручение об осуществлении уголовного преследования. А вместе с ним – восемь томов уголовного дела и вещественные доказательства.
Отклик украинских коллег был приятным. «Присланное вами дело можно сразу направлять в суд», — заявил при общении с белорусскими следователями по телефону представитель Генеральной прокуратуры Украины.
Вскоре из соседней страны поступило такое сообщение. Приговором Аппеляционного суда Автономной Республики Крым Алексей Трикоз осужден за бандитизм, умышленные убийства и покушение на умышленное убийство к пожизненному лишению свободы. Уголовное дело в отношении Сергея Попова и Павла Бойко было выделено в отдельное производство в связи с их розыском…
Подобных примеров можно привести немало. А в ближайшее время, думается, их будет еще больше. Потому что генеральные прокуроры Беларуси и Украины подписали соглашение о сотрудничестве, которое поспособствует дальнейшему укреплению деловых, доброжелательных отношений между прокурорскими работниками двух стран.
На снимке: во время подписания соглашения между генеральными прокуратурами Беларуси и Украины.
Фото: Владимир РОМАНОВИЧ