Минск в режиме ожидания
Геворг Мирзаян, политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ специально для Sputnik Беларусь.
В Советском Союзе бытовал анекдот о методах общения дипломатов. Если дипломат говорит "да" — это значит "может быть", если дипломат говорит "может быть" — это значит "нет", если дипломат говорит "нет" — значит, это не дипломат (если, конечно, речь не идет о "человеке-нет" — министре иностранных дел Громыко).
Действительно, дипломатический язык имеет свои тонкости и правила, поэтому всегда нуждается в грамотном переводе на нормальный. Например, фраза наподобие "мы достигли высокого уровня понимания и намерены продолжить диалог", сказанная после переговоров, означает, что дискуссии оказались безрезультатными и стороны практически ни в чем не продвинулись.
Если же по итогам переговоров стороны констатируют отсутствие результатов, то это означает, что дискуссии проходили в скандальной манере и фактически были сорваны. Именно это и произошло на "нормандской встрече" в Минске между министрами иностранных дел России, Франции, Германии и Украины.
Главы дипведомств стран-членов Евросоюза попытались хотя бы сделать хорошее лицо при плохом результате. "Мы все еще далеки от политической договоренности, которая подготовила бы почву для местных выборов в регионе", — сказал немецкий министр Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако российский министр Сергей Лавров и его украинский визави Павел Климкин не стеснялись в критике произошедшего.
"На рабочем уровне пока не получается даже согласовать последовательность шагов, прежде всего в сфере безопасности и политических реформ, которые должны состояться, — заявил Лавров. — Имеется в виду закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, его закрепление на постоянной основе в Конституции Украины, амнистия и проведение местных выборов. Шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы подготовить все эти реформы, мы увязываем с шагами в сфере безопасности. О последовательности этих действий и шла речь".
Климкин — писатель, а не читатель
Препирательства по поводу последовательности возникают не из-за того, что стороны по-разному трактуют Минские соглашения. Москва, в общем-то, не против, чтобы вопросы безопасности шли перед вопросами политического урегулирования просто на основе того, что они стоят в первых статьях "Минска". Проблема в том, что Украина выступает за переписывание статей соглашения. В частности, за отказ от формулировки "утром пересмотр государственного устройства Украины, а вечером переход границы между республиками под контроль Киева".
"Без перекрытия границы со стороны ОБСЕ движения вперед быть не может", — говорит Климкин, прекрасно понимая, что лишение Донецка и Луганска контроля за своими участками границы является ударом по их суверенитету и возможностям экономического выживания.
Кроме того, Украина хочет дописать "Минск" — например, ввести на Донбасс вооруженных наблюдателей ОБСЕ. Шаг, на который не согласна даже сама Европа (не желающая подставлять своих граждан под "несуществующие" для Запада обстрелы донбасских городов и позиций ополченцев со стороны украинских военных). "Ни о каких военизированных миссиях ОБСЕ или какой-либо другой структуры, о чем периодически говорят в Киеве, никто даже не помышляет", — сказал российский министр.
Однако попытки Кремля объяснить украинским партнерам правила игры порождают лишь дополнительные обвинения. "То, чего хочет российская сторона — это фактически легитимизировать свой протекторат или колонию на Донбассе, не совершая шагов по передаче контроля над территорией оккупированного Донбасса международному сообществу, ОБСЕ, не совершая шагов по улучшению безопасности, не осуществляя гуманитарные шаги" — говорит министр Климкин.
Легкий паникер
В Донбассе призывают Киев перейти от саботажа "Минска" к диалогу. "Мы надеемся, что Украина наконец оставит свои бесплодные попытки переписать "комплекс мер", меняя последовательность выполнения пунктов и перекладывая ответственность на третьих лиц, и приступит к конструктивному диалогу в минском формате", — заявила и.о министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.
Собственно, руководство ДНР считает, что нынешнее поведение украинских властей объясняется конъюнктурными внешними факторами. В США и Европе "сейчас легкая паника и общая неразбериха. Указания Киеву временно не поступают, и поэтому Киев просто "морозит" процесс", — уверен Александр Захарченко.
Однако лидер ДНР не совсем прав. Во-первых, потому, что Киев начал "морозить" Минский процесс не сейчас, а на следующий же день после его подписания — ведь выполнение соглашений означало бы федерализацию Украины, к чему нынешние власти не готовы. В идеале, конечно, Киев хотел бы сорвать Минск, но Москва никак не давала такой возможности — войска в обмен на обстрелы не вводила, перевороты и блокады не устраивала, людей не похищала.
Во-вторых, потому что паника и неразбериха сейчас царят не только в Европе и США, но и в Киеве. Пришедший к власти "Дональд Грозный" намерен всерьез приструнить "боярскую вольницу" в лице союзников и партнеров США, а одними из самых распоясавшихся и при этом бесполезных является Петр Порошенко "с дружиной".
И дело тут не только в том, что украинская власть лично оскорбляла нового хозяина Белого дома. Курс Порошенко на заморозку и срыв Минских соглашений категорически не устраивает Дональда Трампа, желающего развязаться с Украиной и сконцентрировать все усилия на Восточной Азии. А, к сожалению для Петра Алексеевича, сменить курс он не может по внутриполитическим причинам.
Хотя, если бы Порошенко смотрел в будущее, ему бы стоило рискнуть. Ведь нынешний курс — по инерции на продолжении "заморозки" — лишь еще больше осложнит отношения украинского лидера с новым хозяином Белого дома. С другой стороны, украинский президент мог бы объявить досрочные выборы в Раду, провести (при помощи Запада) в парламент вменяемых людей и через выполнение "Минска" постараться вернуть себе статус вменяемого партнера по переговорам — как для США, так и для России. В этом случае сохранение у власти удобного для обеих сторон человека могло бы стать частью возможной будущей пакетной сделки между Москвой и Вашингтоном по Украине.
Нью-Хельсинки?
Куда более дальновидным лидером является "Батька" северного соседа Украины — Беларуси. Александр Лукашенко уже набрал бонусы за счет предоставления площадки для переговоров по Украине, а теперь — новый тренд. Белорусский лидер заявил, что "необходимо запустить миротворческий Минский процесс для урегулирования отношений между Востоком и Западом, аналогично Хельсинкскому процессу, который в итоге привел к созданию ОБСЕ". И, естественно, предложил Минск в качестве площадки для таких переговоров.
Глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин сообщил, что страны-члены ЕС "обсудят эту идею".
Вот только проблема для Лукашенко в том, что процесс нормализации российско-европейских отношений может пойти не в виде больших конференций — много участников создают много проблем и препятствий. Гораздо эффективнее (и интереснее для Москвы) видится иной вариант — в виде двусторонних переговоров с Трампом, Фийоном, Ренци и другими лидерами, принимающими решения, — без участников из некоторых стран Восточной Европы.
Другое дело, что всем известная и удобная белорусская столица может как раз стать местом для этих встреч. Так что Минску стоит ждать новых гостей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.