Стоит ли ЕАЭС открывать свои рынки?

Источник материала:  
21.06.2016 15:25 — Калейдоскоп

Иннокентий Адясов, политэксперт — для Sputnik.

Порядка 40 государств и международных организаций выразили готовность сотрудничать с Евразийским экономическим союзом, сообщил президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме.

В период острой борьбы за рынки сбыта и создания новых форматов в мировой торговле рынок ЕАЭС, с более чем 200 миллионами потребителей, весьма интересен глобальным игрокам.

Но чем они сами могут быть интересны  ЕАЭС? И стоит ли интеграционному объединению открывать свои рынки?

Китай дает связанные кредиты 

Пекин  высказывал свою заинтересованность в Евразийском экономическом союзе еще задолго до его создания (на этапе существования Таможенного союза).
Интерес тут двоякий: интеграционные проекты Казахстана, России, Беларуси, а теперь и новых участников нужны Китаю исключительно в качестве подспорья для собственных внешнеэкономических инициатив.

Например, Казахстан, Киргизия и Россия для Китая традиционно выступают транзитными территориями. Снятие таможенных барьеров внутри ЕАЭС косвенно сказывается и на внешней торговле Поднебесной — теперь грузы могут проходить быстрее и с меньшими операционными расходами. 

Но руководство КНР,  понимая, что традиционные рынки сбыта китайской продукции близки к насыщению, рассматривает ЕАЭС и как крайне важный и удобный с точки зрения географии рынок для своего экспорта и инвестиций. Одним из самых действенных механизмов такого экономического проникновения выступает предоставление связанных товарных кредитов по самому широкому ассортименту продукции, начиная от бытовой техники и заканчивая оборудованием для АЭС.
Так, "Росатом" столкнулся с крайне жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей по вопросу поставки оборудования для строящейся в Беларуси АЭС.
Российское предложение смогло тогда выиграть только за счет более продвинутых технологических решений и гибкой системы оплаты.
Вообще сейчас в практике связанных кредитов КНР особое внимание (в ЕАЭС) отводит именно Минску. Несколько лет назад правительство Китая и ведущие китайские банки открыли для Беларуси кредитную линию на 15 миллиардов долларов (примерно треть этой суммы Минск уже выбрал).

Среди приоритетных китайских проектов в РБ — строительство автомобильного завода. В 2015 году начато строительство завода полного цикла, включающего сборку, сварку, окраску автомобилей, а также склады, испытательный полигон, административное здание и гостиницу.

Как известно, Москва сделала очень много для привлечения основных мировых автомобильных компаний в страну и локализации производства внутри России. А китайские автомобили, произведенные в Беларуси, предназначены прежде всего для российского рынка, который сейчас — из-за кризиса в экономике — во многом уже перенасыщен (тот же АвтоВАЗ думает о переходе на трехдневную рабочую неделю).

Инвестиционная активность Китая не ограничивается только Балурсью: есть информация, что Китай собирается перенести в Казахстан около 20 крупных предприятий обрабатывающей промышленности. Выбор китайских промышленников вполне объясним: в РК инвесторам предоставляются ощутимые льготы и преференции.  

Пекин давно и последовательно продвигает идею создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Но это будет означать, что дешевая (прежде всего из-за объема производства) китайская продукция хлынет на рынок интеграционного объединения и создаст очень жесткую конкуренцию местным производителям. Отрадно отметить, что в Евразийской экономической комиссии есть понимание этих рисков. Пока все переговоры о торговом взаимодействии с КНР ведутся крайне взвешенно.

Южная Корея: в ЕАЭС через Россию

Южная Корея всегда крайне внимательно следила за экономической активностью Китая (своего главного экономического партера и одновременно конкурента на внешних рынках). Активность Пекина в отношение ЕАЭС не могла не вызвать реакции в Сеуле.

Между Евразийским экономическим союзом и Южной Кореей вполне может быть создана ЗСТ. Стороны поддерживают контакты по этому вопросу, заявил глава МИД России Сергей Лавров на встрече со своим корейским коллегой Юн Бен Се во время недавнего визита последнего в Россию.

"Мы договорились поднять на новый уровень синергетический эффект между евразийской инициативой и политикой развития Дальнего Востока и Сибири и, в частности, согласились с тем, что дальневосточный регион содержит большой потенциал для активного экономического сотрудничества", — сказал Юн Бен Се.

Корейский министр обратил особое внимание на сотрудничество в развитии Дальнего Востока, в частности, в отрасли рыболовства. 

 К сожалению, промышленность стран-участниц ЕАЭС сейчас либо вообще не производит, или производит крайне мало продукции, которая могла бы быть востребована на крайне насыщенном южнокорейском рынке. В то же время Южная Корея — это более продвинутые технологии, чем китайские, и уже порядка полутора десятков лет Сеул переносит часть технологических цепочек за рубеж.

В этом плане страны ЕАЭС, с  грамотной рабочей силой и относительно невысокой зарплатой, могут быть действительно интересны для южнокорейских компаний.
Вообще интеграция ЕАЭС в мировую торговлю пока имеет явно восточный вектор — до конца лета этого года должен вступить в силу договор о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. Соглашение, заключенное в мае прошлого года, подразумевает снижение или отмену пошлин на некоторые виды товаров.

На форуме в Петербурге президент РК Нурсултан Назарбаев вновь озвучил свою идею проведения осенью этого года совместного форума ЕАЭС-ЕС в Астане.
Пока от Еврокомиссии или отдельных европейских политиков не поступило реакции на это предложение.  Но совершенно ясно: в нынешних условиях ЕС просто не может игнорировать интеграционное объединение с 200-миллионным рынком потребителей. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

←Эксперт о приватизации "Гродно Азот": не надо воевать с инвесторами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика