Бабарико: готовиться к худшему сценарию – проигрышная стратегия
Елена Ольшанская, Sputnik.
Председатель правления ОАО "Белгазпромбанк" Виктор Бабарико считает, что даже в кризис государство должно думать о развитии экономики, но Беларусь остро нуждается в смене экономической стратегии.
На недавнем заседании президиума Совета министров глава правительства Андрей Кобяков призвал готовиться к "худшему сценарию" в экономике. Такую оценку он сделал на основе падения мировых цен на нефть и ухудшения внешних факторов для Беларуси.
Мы доедаем старое протухшее мясо
В эксклюзивном интервью Sputnik глава Белгазпромбанка высказал категорическое несогласие с необходимостью готовиться к худшему сценарию для Беларуси.
"С моей точки зрения, я категорически не согласен с тем, что готовиться нужно к худшему сценарию. Неправильно это. То есть, озвученная стратегия удержаться, сохранить и все остальное — проигрышная", — сказал Бабарико.
Он пояснил, что ухудшение ситуации говорит всего лишь об ухудшении граничных условий. Однако в любых условиях нельзя отменять необходимость развития, вопрос только в том, куда и каким образом следует двигаться.
"В одном интервью Греф (Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка РФ — Sputnik) хорошо сказал о том, что каменный век закончился не потому, что закончились камни. Та же история происходит у нас. Экономика, построенная на сырьевом ресурсе, на государственном заказе и заказе крупных корпораций — экономика прошлого дня. Все. И эта экономика, и сценарий для нее лучше не будут никогда", — сказал собеседник Sputnik.
Если придерживаться такой стратегии, считает Бабарико, "у нас другого сценария не будет, ситуация будет все время ухудшаться".
Он подчеркнул, что Беларусь должна найти новые драйверы роста. Кроме того, убежден Бабарико, стране необходимо изменить отношение к промышленности.
"Пока мы будем продавать то, что умеем делать, мы всегда будем проигрывать. Пока мы не будем учиться пытаться делать то, что будет покупаться, мы будем всегда конкурировать только ценой, и это большая беда", — сказал он, подчеркнув, что это тупиковая ситуация.
"Вот представьте себе ситуацию: вы хозяйка в доме. У вас запас мяса. Пришла теща и оставила вам запас мяса. Оно со временем портится. Вы пытаетесь его запихнуть в холодильник, и потихоньку едите это мясо, а оно портится. Надо работать и новую жертву найти, чтобы принести свежее мясо, а вы говорите: "Подожди, я ж еще старое не доел!" И начинаете членам своей семьи убедительно рассказывать, что надо доесть старое", — сказал он.
По словам собеседника агентства, сегодня страна тратит 90% усилий на то, чтобы продать то, что умеет делать. Однако уже через два года ситуация должна развернуться диаметрально.
"Это одна из ключевых проблем. Это катастрофа, потому что мир меняется. Миру уже не надо в том виде то, что мы умеем делать. Вы доедаете старое мясо, которое портится, которого становится меньше, но его поддержание требует огромного ресурса", — сказал он.
Когда государство учит банки, как вести бизнес — это катастрофа
Минувший год для банковской системы Беларуси ознаменовался не только крахом "Дельта Банка", но и применением регуляторных санкций к еще целому ряду банковских организаций. Но, по мнению председателя правления Белгазпромбанка, такая жесткая позиция Нацбанка свидетельствует о его силе.
"Я считаю, что все, что происходит в рамках естественного отбора, в том числе экономического — это не признак слабости, а признак силы. То есть если регулятор имеет возможность, увидев проблемы, смело принимать меры по очистке, то это наоборот, демонстрация силы", — сказал он, подчеркнув, что слабостью, наоборот, было бы замалчивание проблем.
По его мнению, в текущем году конкуренция между банками будет усиливаться, а регуляторные требования останутся жесткими. Поэтому исключить ухода с рынка каких-либо игроков нельзя. "Едва ли возможно будет избежать закрытия кого-то, но то, что это будет незначительное влияние, и риски для клиентов будут минимальны. Потому что сам объем проблем несопоставим с возможностью компенсации, которой располагает регулятор", — сказал он.
Бабарико также заявил, что считает "исключительно правильным" жесткую политику Нацбанка в минувшем году по соблюдению нормативных требований.
В то же время он полагает, что дальнейшего их ужесточения ждать не стоит: в Беларуси нормативы по многим параметрам и без того очень высокие.
По мнению собеседника Sputnik, Нацбанк будет усиливать свое регуляторное воздействие и более жестко администрировать банковский сектор.
"Но чего я больше всего боюсь, так это того, что за функцией контроля последует функция действия. То есть когда тебе просто говорят: вы должны четко выполнять эти правила, — ты приходишь и говоришь, что эти правила выполняешь. Но когда приходят и говорят, что вы должны их выполнять, делая вот такие шаги, вот тогда наступит большая беда", — сказал он.
"Я очень надеюсь, что банки не будут учить, как вести бизнес. Если будут приходить и говорить: мы знаем, что вот этих и вот этих нужно кредитовать, конкретных нарезанных предприятий, кому, чего и сколько давать, вот тогда наступит очень большая беда. Пока я не вижу в этом направлении каких-то действий. Но угроза такая висит, и она увеличивается", — сказал Бабарико, выразив при этом надежду, что такого все же не случится.
Белгазпромбанк переформатирует розничный бизнес
Несмотря на то, что Белгазпромбанк является банком крупного сырьевого, энергетического сектора, основную массу его клиентов коммерческого сегмента составляют предприятия малого и среднего бизнеса.
"Мы не будем строить свою политику на обслуживании крупного сырьевого сектора.
Я считаю, что наступает эпоха предприятий иного плана. Эпоха крупных корпораций прошла, эпоха мобильности персонала, технологий и капитала — это то, на что мы будем ориентироваться", — сказал Бабарико.
Собеседник агентства заметил, что минувший год был для банка ожидаемо сложным, в валютном выражении прибыль сократилась на 10%, однако это было плановым сокращением.
На 2016 год банк также планирует очередное падение прибыли, однако это произойдет из-за переформатирования бизнеса и вывода на рынок новых продуктов, которые будут востребованы новой экономикой.
"И я хочу, чтобы и наши клиенты четко себе представляли: если кто-то ждет возвращения к эпохе больших корпораций и высоким ценам на нефть, к государству как основному заказчику — этого не будет, и мы всегда будем проигрывать. Мы, как банк, видим это и в этом году осуществляем перестройку и вывод своих продуктов для более массового сегмента, малого и среднего бизнеса", — сказал он.
Государство и бизнес: кроме ритуальных камланий, поддержки нет
По словам Бабарико, Белгазпромбанк на 2016 год ставит для себя задачу сохранить объемы кредитного портфеля в корпоративном секторе. Однако с точки зрения так называемой "большой розницы", куда входят физлица и мелкий бизнес, банк рассчитывает на серьезный рост.
"Мы надеемся, что он будет. Вопрос состоит в том, будет ли он естественным с точки зрения увеличения доли малого и среднего бизнеса, на что я не очень рассчитываю, потому что на самом деле кроме ритуальных кампаний и плясок, что вот нам надо, надо, реальных действий по его поддержке не сильно много мы видим", — сказал председатель правления.
Бабарико подчеркнул, что возможности, которые сейчас рассматривает банк, опираются на возможности кредитования и предоставления дополнительного заработка. "То есть мы рассчитываем на наши новые схемы, которые будут вовлекать людей в возможности заработка. Это ИП, которые могут работать на себя, оказывая какие-то услуги. При всем, при том наблюдаемом сейчас достаточно сложном фоне по отношению к предпринимателям", — сказал он.
При этом, по его мнению, ухудшение отношения государства к предпринимателям — временное явление. "Экономические законы, как законы физики, неумолимы. Поэтому мы все равно придем к комбинации, при которой частная инициатива, возможность самозанятости, радость от того, что люди сами о себе беспокоятся, никуда не денется", — сказал он.