Самки позвоночных способны производить потомство без участия самца
Партеногенез — уникальное и очень редкое явление, суть которого состоит в том, что яйцеклетка начинает делиться, не оплодотворённая спермой, причём считалось, что такое возможно только в условиях неволи. Однако за прошедшие десять лет было зафиксировано несколько примеров партеногенеза у диких животных: например, год назад генетик Уоррен Бут (Warren Booth) из Университета Талсы обнаружил двух беременных североамериканских гремучих змей, при обследовании же оказалось, что помёт был зачат неполовым путём.

Уоррен Бут
Следует отметить, что первый случай «непорочного зачатия» в животном мире был выявлен ещё в 1932-м году, когда неподалёку от американо-мексиканской границы нашли рыб, среди которых совсем нет самцов. Речь идёт об амазонской моллинезии, потомство которых наследует только ДНК матери, однако самки для успешного икрометания всё равно спариваются с самцами других видов рыб. В научной среде это называется гиногенезисом, и сейчас насчитывается около 90-та видов рыб и рептилий, состоящих исключительно из самок.
Ещё дальше пошли некоторые представители хлыстохвостых ящериц и гекконов: им особи мужского рода не нужны вовсе, вместо этого самки «спариваются» друг с другом, но не для оплодотворения, а в целях демонстрации внутригруппового доминирования. И если среди рыб и пресмыкающихся однополое размножение можно считать нормой (амазонские моллинезии, к примеру, существуют уже более 280-ти тысяч лет, а амбистома-саламандра — более пяти млн лет), то среди млекопитающих это всё-таки нонсенс: партеногенезный зародыш умирает либо ещё в утробе, либо едва родившись. Учёные уверены, что в долгосрочной перспективе однополые виды обречены на вымирание, так как их генетический фонд не обновляется.
Анастасия Радужная