7 открытий и находок Музея истории пивоварения в Южном регионе

Источник материала:  
11.07.2012 15:14 — Калейдоскоп

7 открытий и находок Музея истории пивоварения в Южном регионе

Сегодня мы расскажем о том, какие открытия удалось сделать при создании Музея истории пивоварения на Юге России, который расположился на заводе «Балтика-Ростов» в городе Ростове-на-Дону. В качестве эксперта выступил Сергей Деркач — историк и основатель этого музея.

1. Нинкаси — «Госпожа пива»

Существует исторический материал, рассказывающий о предпосылках появления пива. Это древний Шумер, седьмое тысячелетие до н. э. Создатели музея провели своё исследование, и им удалось расшифровать имя богини Нинкаси. Оно состоит из двух слогов: «Нин» и «Каси». «Нин» — частая составляющая имён шумерских божеств и означает «господин» или «госпожа», а «Каси», «Каш» по-шумерски — это и есть само название пива. Получается, что Нинкаси — это госпожа пива.

Существует отрывок из гимна Нинкаси, в котором приводится очень поэтическое описание того, как создаётся пиво. В качестве отца и матери Нинкаси выступают Земля (отец) и Вода (мать). Сначала появляется ячмень, потом ячмень соответствующим образом обрабатывается и получается пиво.

2. Скандинавские пряжки

В Южный регион приезжал знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, который в Азове искал родину Асов — легендарных скандинавских богов. Было найдено несколько артефактов, например, интересные пряжки, предположительно скандинавского происхождения. Сохранилась «Сага об Инглингах», в которой повествуется о том, как Один вместе с другими скандинавскими богами пришёл из таинственной страны Асов, Асгарда. Ряд исследователей, в частности норвежский исследователь Пер Лиллестрем, поддержали теорию о том, что прапредки скандинавских богов пришли с азовских краёв. Вполне возможно, они могли принести с собой рецепт пива в Скандинавию.

3. Традиции варки в Древней Руси

Варка пива в Древней Руси могла проходить как на свежем воздухе, так и в помещении. В древние времена пиво варили не кто когда захочет, а строго по определённым дням. В среднем было 4 основных праздника в году, к которым было разрешено и поощрялось вообще приготовление пива.

Следует отметить, что пиво выступало как ритуальный напиток, как напиток, который подаётся к определённым праздникам. Главным покровителем пивоварения на Руси был Николай Чудотворец, соответственно, на Николу традиционно варили пиво.

Пивоварение развивалось при монастырях, что тоже является интересным фактом. Пиво было разрешено Папой Римским для употребления монахами. Существует несколько легенд о том, как удалось убедить Папу Римского, что пиво — это безалкогольный напиток. Есть теория, что пиво достаточно долго везли из Германии, оно по дороге прокисло и вообще превратилось в какой-то непонятный напиток. Папа Римский попробовал и сказал: «Ну что ж, почему бы не разрешить такой вкус?». И разрешил. Но это, конечно, не более чем легенда, тем не менее, действительно монахам пиво в пост употреблять разрешалось.

4. Бутылка пивоваренного завода «Южная Бавария»

Краеведы долгое время считали, что сохранились только кувшинчики, потому что пиво производилось в бочках, в кувшинчиках и в стеклянных бутылках. Кувшинчики сохранились в нескольких экземплярах, но нам удалось достать и бутылку — конец IX века.

5. Кресло Профета

В музее есть кресло, принадлежавшее Эрнесту Профету. Эрнест Карлович был немцем по происхождению, выходцем из Австро-Венгрии. Сначала он приехал на Кубань, потом оказался в Ростове-на-Дону. Большую часть информации о нём музею передала его внучка — Ирина Владимировна Профет. Она проживает в городе Ростове-на-Дону.

Кресло уникально тем, что это единственная вещь, сохранившаяся от такого интересного человека, пивовара, владельца пивоваренного завода «Южная Бавария». Кресло довольно оригинальное, с откидывающейся спинкой. Для любого человека, который занимается музееведением, такая вещь всегда представляет интерес, потому что она имеет собственную историю. Можно легко себе представить, как Эрнест Карлович сидел в нём, придумывал новые сорта пива или размышлял о том, как улучшить работу завода.

6. Фотография 1912-го года

На этом фото — 1912 год, маёвка: 1 мая рабочие Владикавказских железных дорог отправились отмечать Первомай на лоно природы.

Рабочие не были такими нищими и угнетёнными до революции, как это было принято считать. Например, у Горького в романе «Мать» встречается персонаж, ученик рабочего — Павел Власов, который с первой зарплаты купил, пиджак, костюм, аккордеон, маме платок и ещё у него остались деньги на пропой.

7. Пивоваренные заводы

Существует статистика по количеству пивоваренных заводов. Если посмотреть на Екатеринославскую губернию, в состав которой входили Ростов, Таганрог, Посад, Азов, то к середине 19 века в них существовало большое количество пивоваренных заводов. Больше, чем в Московской и Санкт-Петербургской губернии, но меньше, чем в западных областях Российской Империи.

Редакция выпуска: продюсер Станислав Жураковский, звукорежиссер Юрий Берингов, вела программу Ольга Зацепина. В качестве эксперта выступил Сергей Деркач, историк из Ростова-на-Дону и основатель Музея истории пивоварения на заводе «Балтика-Ростов».

Автор текстовой версии — Селена Парфёнова.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика