Таможенный союз ставит соседей России перед жестким выбором
С момента создания Таможенный союз только набирает в товарообороте, демонстрируя стабильный рост. Но не все страны торопятся вступать в его ряды, опасаясь потери связей с Евросоюзом.
Среди постсоветских стран, которые пока не сделали свой выбор, можно выделить Украину. Стремясь сделать связи с Европейским союзом более тесными, Украина в то же время пытается заполучить преимущества членов Таможенного союза (ТС). В Москве такая неопределенность, по всей видимости, начинает вызывать недовольство.
— Нельзя быть немножко беременным, — возмутился 1 января глава департамента экономического сотрудничества МИД России Александр Горбань, обращаясь к стоящему перед выбором Киеву.
ВЫБОРА НЕ ИЗБЕЖАТЬ
Таможенный союз, главный внешнеполитический проект президента России Владимира Путина, в последние годы стремительно развивается, продвигаясь к своей конечной цели — преобразованию в Евразийский экономический союз в начале 2015 года. Становясь потенциальным соперником Евросоюза, ТС требует от таких стран, как Армения, Молдова и Украина, определиться с выбором.
Это также будет означать, что постсоветская экономическая модель закрепилась в регионе.
Принятие любого решения рассматривается и Москвой, и Брюсселем как неизбежная ситуация для этих стран, с которой, вероятно, им придется столкнуться в ближайшие год или два.
В беседе с Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» о ситуации, стоящей перед Арменией, Майя Косьянчич — представитель главы ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон — исключила возможность одновременного вступления в ТС и проведения более тесной экономической интеграции с Евросоюзом.
— Если бы Армения присоединилась к любому таможенному союзу, это не было бы совместимо с заключением двустороннего глубокого и всестороннего соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и Арменией, — говорит она, — потому что таможенный союз имеет общую политику внешней торговли и отдельные страны-члены более не имеют суверенного контроля над политикой внешней торговли.
Хотя вступление России в прошлом году во Всемирную торговую организацию приведет к большей синхронизации норм Европейского союза и Таможенного союза, эти две организации по-прежнему будут далеки друг от друга.
Из бывших советских стран-кандидатов Украина имеет наиболее глубоко развитые отношения с Евросоюзом, поэтому Киев и находится в центре внимания. В недавнем отчете Европейского центра Карнеги аналитик Ольга Шумило-Тапиола написала, что Украина является «определяющим фактором» для Таможенного союза в будущем.
— Если Украина решит присоединиться к ТС, это не только может вызвать хаос в Европейском союзе, но это также будет значать, что постсоветская экономическая модель закрепилась в регионе, — сказала она.
Ольга Шумило-Тапиола утверждает, что, если Украина отвергнет ТС и подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС (чему пока препятствует реакция ЕС на судебное преследование бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко и других должностных лиц ее правительства), то ТС будет вынужден отвернуться от Европы и направить свою энергию в Центральную Азию и даже в Азиатско-Тихоокеанский регион.
ЖЕСТКАЯ ТАКТИКА
Москва, похоже, пытается избежать восприятия ее как партнера, принуждающего своих соседей вступать в ТС посредством жесткой тактики. Путин заявил, что членство в ТС, напротив, будет выгодно для Украины, так как это помогло бы наладить сотрудничество с ЕС на более выгодных условиях как члену блока, нежели отдельно.
В то же время, однако, Украина продолжит зависеть от природного газа России, который является мощным инструментом. Москва также обещала Киеву, что в случае присоединение к ТС, цены значительно снизятся.
Таможенный союз, в настоящее время состоящий из Белорусии, Казахстана и России, демонстрирует хорошие темпы роста и всё больше укрепляется.
В отличие от других, более бессистемных постсоветских интеграционных проектов ТС претворяется в жизнь и четко институционализирован, говорит Катарина Волкзак, старший преподаватель Центра русских и восточноевропейских исследований Университета Бирмингема.
Многие ключевые решения по-прежнему принимаются на политико-дипломатическом уровне, где Россия имеет много рычагов влияния.
В комиссии ТС в настоящее время работает более тысячи человек. По состоянию на январь 2012 года суд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) стал официальным арбитражным судом ТС. В конце прошлого года он вынес свои первые два решения — постановления, которые поддержали требования частных предприятий против политики ТС.
Тем не менее, согласно Катарине Волзак, это по-прежнему во многом «организация, где доминирует Россия». Многие ключевые решения по-прежнему принимаются на политико-дипломатическом уровне, где Россия имеет много рычагов влияния.
Например, Белоруссия и Казахстан жаловались, что Россия использует санитарный и технический торговые барьеры для получения прибыли или защиты своего рынка.
Кремль настойчивей приглашает все страны-члены СНГ в ТС, и вопросы ТС поднимаются на первые места в повестке отношений Москвы с большинством из соседей.
— Будет очень интересно, как всё это сложится, — говорит Катарина Волкзак. — Но, без сомнения, создание наднациональных институтов, связанных с Таможенным союзом, явно создает что-то новое в регионе.
Дилемма ТС или ЕС будет играть ключевую роль на президентских выборах в Армении в феврале, а также на парламентских выборах в Молдове в 2014 году и на украинских президентских выборах в 2015 году.