Уступка Лукашенко
Белоруссия переориентировала перевалку собственных экспортных грузов из портов прибалтийских стран в российские порты балтийского региона. Это ставит экспортные поставки РБ под контроль Москвы, которая получает мощный рычаг давления на Белоруссию.
Логично предположить, что Лукашенко, который жестко блюдет границы своей власти, поддался давлению из Москвы. Что в Кремле пообещали белорусскому лидеру в обмен на это решение, неизвестно. Но у этой сделки определенно есть какая-то скрытая сторона.
Вице-премьер республики Владимир Семашко заверяет, что решение власти страны приняли добровольно, никакого политического давления со стороны России не осуществлялось. Он пояснил, что переориентация транзита белорусских экспортных потоков позволит диверсифицировать политические и экономические риски.
Возможно, давления действительно не было, а Белоруссия, которая никак не может наладить отношения с ЕС вот уже почти два года, просто опасается расширения экономических санкций. Но товарооборот между Белоруссией и ЕС, несмотря на политические разногласия, в последнее время только рос, причем достаточно быстро.
Эксперты говорят, что в случае переориентации своего экспорта Белоруссия скорее потеряет, чем приобретет. "Сегодня белорусские грузоотправители, которые работают в Клайпеде и Вентспилсе, имеют там не только оптимальные, хорошо выстроенные по инфраструктуре перевалок схемы, но и проверенные стивидорные компании, могут самостоятельно контролировать движение грузов. В случае, если придется работать с портами РФ на Балтике, такого преимущества у белорусских экспортеров не будет", — заявил информагентству "Интерфакс-Запад" источник в белорусском правительстве. Он заметил, что "фактически, физический контроль над перевалкой белорусского экспорта может перейти к российским компаниям и будет зависеть от решений российских органов госуправления".
Источник "Росбалта" в Минэкономики опасается, что Россия в будущем сможет использовать этот рычаг для экономического давления на Белоруссию. "Каждый раз, когда у нас возникнут разногласия по газу, приватизации или каким другим геополитическим вопросам, они будут угрожать нам перекрытием экспорта. Это куда опаснее и серьезнее, чем те "молочные" и "конфетные" войны, которые РФ развязывала против Белорусси ранее", — уточняет он.
Можно обрисовать проблему и на конкретном примере. Россия уже не первый год пытается приобрести у Лукашенко "Беларуськалий" — крупнейшее промышленное производство страны. Лукашенко назвал цену — $35 млрд. Российская сторона считает ее завышенной и выкладывать деньги не торопится. Батька тоже не намерен никому делать скидок. Разумеется, белорусский лидер может стать намного сговорчивее в случае, если Россия получит возможность перекрыть на время экспорт белорусских калийных удобрений в другие страны.
Разумеется, Белоруссия больше не сможет перепродавать в Европу сырую российскую нефть под видом растворителей и разбавителей, отчего, российский бюджет вроде как недосчитался $2,5 млрд экспортных пошлин от союзника. Источник "Росбалта" на одном из белорусских НПЗ прямо говорит о том, что Россия просто "создает механизмы для того, чтобы контролировать ситуацию с "растворительным" государственным бизнесом Белоруссии". Говорят также, что в обмен на это решение Москва простила союзнику долг в полтора миллиарда долларов, который образовался после раскрытия "схемы", по которой Белоруссия занималась торговлей растворителями.
В белорусских околоправительственных кругах ходят слухи, будто Россия поставила Белоруссии ультиматум: или полный контроль над экспортом (в отдаленной перспективе, конечно), или существенное сокращение поставок нефти на НПЗ. Минск, который несмотря на титанические усилия на протяжении долгих лет, так и не смог наладить поставки нефти из альтернативных источников, просто не смог не пойти на требования Москвы.
Конечно, чисто с экономической точки зрения Белоруссия от переориентации экспорта теряет огромные деньги: от того же Солигорска, где базируется "Беларуськалий" до Клайпеды всего 300 километров, а до Санкт-Петербурга — больше тысячи. Расходы на транспорт вырастут с белорусской стороны в несколько раз. Информации о том, что Россия будет компенсировать эти издержки, разумеется, нет.
Вообще, по настроениям в чиновничьей среде видно, что Белоруссия сейчас готова "ложиться" под Москву гораздо охотнее, чем раньше. Внешняя политика Белоруссии в последнее время полностью провалила западное направление. Диалога с Брюсселем Минск за последние два года так и не установил. Приходится адаптироваться и подчиняться "старшим" в Москве. В перспективе это грозит Белоруссии полной или частичной потерей суверенитета.