Неожиданная развязка на М-1. Многоуровневую развязку М-1 «Беларусь» построили по новой аукционной схеме: подрядчик получит деньги только после сдачи объекта
На трассе М-1 «Беларусь» открылась многоуровневая развязка, которая должна ликвидировать пробки на въезде в Смоленск. Впервые в России подрядчик строил дорогу по новой аукционной схеме: 744 млн рублей, ушедших на строительство дороги, он получит после сдачи объекта. По такой схеме смогут работать только крупнейшие компании, однако это может улучшить качество строительства, уверен эксперт.
На автомобильной дороге М-1 «Беларусь» в Смоленской области на 382-м километре открылось движение по новой многоуровневой транспортной развязке. Заказчиком строительства новой развязки и реконструкции трассы М-1 «Беларусь» от Москвы до границы с Белоруссией выступает госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая отвечает в России за строительство платных дорог, а также эксплуатацию трасс М-1 и М-4. Генеральным подрядчиком стала компания ОАО «Асдор».
Строительство развязки на 382 км трассы М-1 «Беларусь» началось в мае 2011 года и завершилось спустя 7 месяцев. Общая стоимость проекта составила 743,6 млн рублей.
На протяжении долгого времени транспортная доступность к трассе М-1 «Беларусь» для жителей Смоленска осуществлялась через развязку на 385-м км, которая не справлялась с постоянно увеличивающимся трафиком. Уникальное географического расположения Смоленской области в том, что транспортный поток идет с севера на запад и с севера на юг, который в большей степени осуществляется через региональные дороги. Дорога на месте новой развязки расходилась в два направления, пролегающие через населенные пункты области, создавая многокилометровые пробки. Новая развязка может помочь решить проблему постоянных пробок на этом участке.
Новый участок открылся с традиционной помпой: под гимн дорожников проехала колонна оранжевой строительной техники, а саму развязку украшали разноцветные воздушные шары. Группа чиновников и дорожников, включая Кельбаха и губернатора Смоленщины Алексея Островского, торжественно перерезали красную ленточку. Министр транспорта Максим Соколов, обещавший поучаствовать в церемонии открытия, на встречу не приехал.
Протяженность новой развязки составляет более 5 километров. Дорога имеет 4 полосы – по две в каждую сторону, как и на всем протяжении трассы М-1 «Беларусь». При этом дороге присвоена высшая – I категория. В ходе работ дорожники установили почти 9 км барьерного ограждения, 122 дорожных знака, 2 автобусные остановки.
Сергей Кельбах пообещал, что на новом участке дороги пока не будет взиматься плата за проезд. При этом на М-1 могут повысить скоростной режим (сейчас он составляет 90 км/ч).
В настоящее время «Автодор» обсуждает с ГИБДД возможность внести изменения в пункт 10.3 ПДД, который касается скорости движения. «В течение следующего года по согласованию с губернатором Смоленской области определим те участки, которые мы смогли бы в опережающем порядке перевести к повышению скоростного режима, по крайней мере, там, на сегодняшний день есть уже барьерные ограждения, разделяющие потоки, не вижу причин, почему нам этого не сделать».
При этом впервые в России была обкатана новая схема аукционных заказов при строительстве дорог.
В прошлом году «Автодор» провел аукцион на строительство этой развязки, и обязательным условием тендера было строительство дорог по схеме «объект под ключ», то есть подрядчик выполнял все строительно-монтажные работы за свой счет. Деньги строительной организации за выполненные работы заплатят только после ввода в эксплуатацию объекта. «Это одна из современных новелл в области дорожного строительства, – прокомментировал новую схему председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. – Компания, которая способна не только строить, но и привлекать на рынке заимствования, показывая тем самым, что может построить, беря риски на себя, а потом получить расчет за выполненные работы. Это показатель для компании. Компании не только работающие с нами, но и федеральное дорожное агентство «Росавтодор» эту схему начинает использовать все больше и больше. В данном случае мы – пионеры».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что обнадеживающего с точки зрения увеличения дорожного строительства в стране результата новая схема не принесет. «В схеме такого рода лежит повышение ответственности подрядчика за сроки и качество работ, и дальнейшую эксплуатацию этого объекта, – заявил эксперт «Газете.Ru». – Идея абсолютно благая. У нас есть масса претензий к качеству строек и вот это способ мотивировать строительный бизнес нести большую ответственность. Однако по этой схеме сможет работать только самый «крупняк» дорожно-строительного бизнеса, который может под что-то закредитоваться. Это очень крупные компании с большим портфелем. Рядовой подрядчик сейчас живет от платежа до платежа».