Медведь на голову наступил. Как белорусские власти отыгрались за "плюшевый десант"
Белорусские власти, почти месяц оправлявшиеся от скандала вокруг "плюшевого десанта", теперь развернули ответную кампанию. За показательным наказанием силовиков, пропустивших шведский самолет, последовала высылка шведского посла. На этом власти, демонстрирующие желание отыграться за скандал с мишками, не остановились.
Посольство Белоруссии, как объявил 8 августа белорусский МИД, будет отозвано из Стокгольма в полном составе (шведские дипломаты, соответственно, будут вынуждены покинуть Минск). Комитет госбезопасности Белоруссии, в свою очередь, объявил, что по уголовному делу, возбужденному в связи с "плюшевым десантом", предъявлены официальные обвинения двум гражданам Белоруссии. Это фотограф Антон Суряпин, разместивший на своем сайте снимки плюшевых мишек, и риелтор Сергей Башаримов, через которого шведы (посещавшие Белоруссию в ходе подготовки к акции) снимали жилье. Обоих обвинили в "пособничестве незаконному пересечению границы".
Об адекватности реакции тут речь не идет. Сначала власти почти месяц врали, что скандального полета не было, а обнародованные шведами видеозаписи - это якобы "визуальная фальсификация" и "провокация зарубежных спецслужб". Затем признали, что полет был - и, лихорадочно наверстывая упущенное, раздули дипломатический скандал. И в довершение предъявили нелепые обвинения фотографу с риелтором.
Белорусский политолог Дмитрий Исаенок, комментируя происходящее, высказался в том духе, что власти, неадекватно реагировавшие на "атаку мишек", сами придали этой акции значимость. "На границе не стоит армия вторжения и даже если проколы в системе ПВО были, нет необходимости в срочных кадровых перестановках, - считает он. - Всех проштрафившихся можно в плановом порядке в течение двух лет услать атташе в Монголию, не разжигая истерию и не провоцируя еще и кризис в армии". "Пока в руках есть реальные рычаги управления, - полагает политолог, - нет никаких рациональных причин, чтобы включаться в символический конфликт и отвечать скандалом на провокацию".
Однако определенная логика в действиях Минска есть. Раздув дипломатический скандал, власти получили возможность сместить акценты - переключить внимание с промаха белорусских пограничников и ПВО (проморгавших иностранный самолет) на перебранку с Европой. Если ЕС теперь решит в знак солидарности со шведами отозвать всех своих послов из Белоруссии - примерно так, как было полгода назад, - это лишь поможет белорусским властям перевести "плюшевый" скандал в иную плоскость.
Параллельно с этим раскручивается тема внешней угрозы - с прицелом в том числе и на парламентские выборы, которые пройдут осенью. И вот уже "Советская Белоруссия" - газета президентской администрации - заявляет, что "плюшевый десант" - это "часть информационной войны против белорусского руководства" и проявление "современного империализма". А шведского посла, контактировавшего с белорусской оппозицией (что давно уже раздражало местную власть), белорусское ТВ обвиняет в финансировании радикальных группировок, готовивших якобы сценарий наподобие "арабской весны".
Есть еще один аспект. Действия Минска могут объясняться и желанием как-то оправдаться перед Москвой - за то, что самолет с мишками пропустила белорусская ПВО (которая является элементом совместной ПВО с Россией - в рамках Союзного государства). Как выразился по этому поводу бывший начальник белорусской телерадиокомпании Александр Зимовский, в Москве, узнав про самолет с мишками, наверняка подумали о том, что "х.. знает, кого эти, б..., союзнички в следующий раз пропустят".
Поэтому преувеличенная реакция на "плюшевый десант" может быть сигналом Москве. Демонстрирующим, что в Минске понимают серьезность положения и готовы примерно наказать виновных (и невиновных тоже).
В деле с задержанными белорусами - фотографом и риелтором - логику найти сложнее. О том, что молодых людей - Антона Суряпина и Сергея Башаримова - арестовали из-за "плюшевого десанта" и хотят обвинить в "пособничестве незаконному пересечению границы", стало известно еще в середине июля. Тогда это воспринималось как плохой анекдот. Однако теперь в КГБ, где содержатся задержанные, подтвердили, что им предъявлены официальные обвинения.
Рекламное агентство Studio Total, организовавшее скандальный полет, неоднократно подчеркивало, что специально не привлекало к подготовке акции белорусов - чтобы не подвергать их опасности. Даже если власти решили объявить риэлтора, сдавшего квартиру организаторам акции, и фотографа, опубликовавшего снимки мишек, сообщниками шведов - при чем тут нарушение границы? Как вообще КГБ собирается - если собирается - обосновать эти обвинения?
Впрочем, силовики, возможно, даже не забивают себе голову такими сложностями. Задержанных, похоже, решили использовать как средство для того, чтобы заманить в Белоруссию организаторов акции. В официальном сообщении, которое распространил КГБ по делу о "плюшевом десанте", шведам, организовавшим полет и участвовавшим в нем, было предложено "прибыть в Минск для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых, в том числе для проведения очных ставок". И от этого, как отметили в КГБ, будет зависеть дальнейшая судьба задержанных белорусов. Как выразились в комитете, "по результатам будут приняты окончательно соответствующие процессуальные решения в отношении белорусских граждан, проходящих по уголовному делу".
Намек, обращенный к шведам, получился довольно прозрачным. Или вы соглашаетесь сдаться на милость белорусских властей - или мы отыграемся на тех, кто попался нам под руку.
В агентстве Studio Total пока ответили, что официальных приглашений от КГБ не получали, а если получат - то "с интересом прочитают и обдумают".
Ранее представители шведского агентства заявляли, что могли бы вернуться в Белоруссию и дать объяснения властям. Так, основатель Studio Total Пер Кромвелл (4 июля, когда его коллеги совершили полет, он находился в Белоруссии - вел, в частности, видеосъемку в городке Ивенец, над которым пролетел самолет с мишками) отметил, что готов обсудить с КГБ условия, на которых мог бы посетить Минск.
Однако сомнительно, чтобы в итоге представители агентства на это решились. В Белоруссии шведов вполне могут арестовать по делу о нарушении границы (тем более что сами они признают, что полет самолета с мишками был несанкционированным). В этой ситуации у Минска, как отметил белорусский правозащитник и юрист Гарри Погоняйло, остается теоретическая возможность обратиться к правоохранительным органам Швеции - чтобы те сами допросили подозреваемых. Впрочем, на фоне нынешнего дипломатического скандала едва ли белорусский КГБ может рассчитывать даже на такого рода сотрудничество.