Таможенный союз пляшет перед Арменией
Россия, Белоруссия и Казахстан, усиленно корпящие над Таможенным союзом, могут принять в свои ряды нового участника. Президент Армении Серж Саргсян намерен участвовать в евразийской интеграции и позитивно оценивает вступление страны в политический и экономический консорциум. Защита национального рынка — не единственный плюс, который получит Ереван.
Еще в апреле премьер-министр Армении скептически отнесся к предложению вступить в Таможенный союз. Дескать, не имеет он смысла никакого. Зато Ереван согласен на строительство российской радиолокационной станции на своей территории — это и деньги, и безопасность в одном флаконе. И в отношении новой атомной электростанции тоже ничего против не имеет. Но вот единое экономическое пространство — совсем другое дело. Как же оно будет единым, если у Армении даже границы общей ни с одним из членов ТС нет?
Тем не менее, экономическое и социальное развитие Армении очень сильно зависит от тех соседей, с кем у нее есть общая граница, — Ирана, Грузии, Азербайджана и Турции. С последними у Еревана скверные отношения, а в отношении Тегерана действуют международные санкции. Очевидно, что до недавнего времени армянские власти очень рассчитывали на "Восточное партнерство" под эгидой Европейского союза. Но выгоды от него не получили никакой, поскольку Анкара и Азербайджан как потенциальные оплоты энергобезопасности для Европы важнее, чем запертая в горах маленькая кавказская республика.
А вот прибыль от Таможенного союза гораздо реальнее, чем посулы западных демократов. Уже сейчас эксперты подсчитали, что от создания ТС Россия получит около 400 миллиардов долларов, а Белоруссия и Казахстан — по 16 миллиардов долларов к 2015 году, сократит сроки перевозки грузов из Китая в Европу в четыре раза, а также может дать дополнительные 15 процентов роста ВВП всех стран-участниц — до 0,4-0,5 триллиона долларов. Киргизия, которая раньше других постсоветских государств почуяла, откуда дует ветер, сегодня находится в процессе евразийской интеграции с Минском, Москвой и Астаной.
При этом Россия не исключает, что к Таможенному союзу могут присоединиться как другие страны экс-СССР, так и государства за пределами постсоветского пространства. Таким образом, Москва убивает сразу нескольких зайцев. Создание Таможенного союза — это всего лишь шаг на пути проектирования союза Евразийского — конгломерата стран, которым надоел диктат Запада, которые желают творить собственную политику и экономику, не опираясь на ничем не подкрепленный доллар. Ведь, разумеется, что платежным средством в товарообороте этих стран будут национальные валюты участниц.
В 2010 году Башар Асад, которого до сих пор не могут свергнуть Соединенные Штаты Америки, заявил, что Сирия будет рада присоединиться к Таможенному союзу, и к концу прошлого года стороны разработали проект договора о создании зоны свободной торговли. А ведь Дамаск — не Ереван, от России он гораздо дальше, в том числе и по количеству пересекаемых таможенных границ. Кроме того, Новая Зеландия и Вьетнам также планируют заключить подобное соглашение, а Молдавия изучает этот вопрос. И скорее всего, даже при угрозе со стороны Евросоюза отобрать все существующие льготы Кишинев будет недолго раздумывать.
Понятие общих границ сегодня уже не столь важно, особенно когда речь идет о восстановлении экономики после мирового финансового кризиса. Для государств, не имеющих сопредельных границ с основателями ТС, возможно создание особой экономической зоны. Ибо отсутствие таможенных пошлин — мечта любого хозяйственника. Однако тут кроются и подводные камни: в условиях рыночной экономики присущая ей конкуренция может вызывать конфликты между участницами союза. Но если президент Казахстана, которому предстоит наибольший объем реформ при евразийской интеграции, решился на вступление, значит, геополитические и экономические риски не настолько велики, как об этом кричат адепты евроатлантического проекта. Как известно, Нурсултан Назарбаев не делает ничего, что не даст выгоды его государству.
Однако стоит помнить и о том, что Таможенный союз — это все-таки экономически конкурентоспособная организация, главной целью которой является защита национальных рынков, а, следовательно, — ущемление интересов производителей извне. Но если посмотреть на отношения Западной и Восточной Европы в рамках того же "Восточного партнерства", станет понятно, что ЕС не нужна очередная Болгария или Румыния в виде Белоруссии или Киргизии. А постсоветским странам совершенно не нужен протекционизм. А ведь именно это происходит сейчас в отношениях Ближнего Востока и Запада.