Политический дневник. Панегирик свободе

Источник материала: Коммуна
04.05.2012 09:53 — ИноСМИ

Политический дневник. Панегирик свободеУходящий Президент Дмитрий Медведев на днях выступил на расширенном заседании Госсовета с заключительным докладом, отчитавшись за реформы своего президентства и наметив перспективы развития страны. Эта последняя речь Дмитрия Медведева как Президента обращает на себя внимание не только общей тональностью, но и попыткой сформулировать новые задачи, выполнение которых возлагается и на него самого, правда, в качестве уже будущего Председателя Правительства России.

Следует сразу же подчеркнуть, что в обозначении реальных проблем, стоящих перед страной, Дмитрий Медведев во многом солидаризировался с планами Владимира Путина, озвученными в отчетном докладе главы Правительства перед Государственной Думой за 2011 год. Вместе с тем есть и некоторые нюансы, подчеркивающие отсутствие полного единства в рядах властвующей элиты относительно стратегических целей развития страны. 

Прежде всего обращает на себя внимание идеология развития России, как она видится уходящему Президенту.

Цитируя самого себя образца 2008 года, он повторил, что свобода лучше, чем несвобода, подчеркнув, что соблюдение гражданских и политических свобод является его политическим кредо. Более того, возражая ортодоксам из рядов властвующей элиты, утверждающим, что порядок и стабильность для русского человека важнее свободы, и российская нация в целом последней не заслуживает, Дмитрий Медведев подчеркнул, что русские люди всегда боролись за свободу и умеют ценить ее как никто другой. При этом имелся в виду не только внешний враг; свободу также затрудняют бедность, хаос, коррупция, т.е. многочисленные социальные болезни общества, проецируемые в политическую сферу.

Признавая известные успехи в преодолении финансового кризиса (низкая инфляция, неплохие темпы роста экономики в 4%, стабилизировавшийся уровень безработицы в 6,4% и т.д.), Президент, тем не менее, признал, что число семей, живущих за чертой бедности, все еще велико; огромна региональная дифференциация в доходах населения и показателях жизни; большие сложности испытывают многодетные семьи. Эти проблемы названы приоритетными.

По мнению Президента, недопустима также бедность пенсионеров, составляющих 40% от числа работающего населения. Сделан также аккуратный намек на необходимость и полезность общественной дискуссии относительно работающих пенсионеров, в ходе которой, по-видимому, будет обсуждаться и возможное повышение пенсионного возраста.

В отношении заработной платы врачей и учителей было обещано поднять ее до средней по промышленности, правда, не понятно, в региональном или общероссийском измерении? Региональная дифференциация настолько велика, что этот критерий не только не ослабит напряжение в бюджетной сфере, но, напротив, сделает его еще более острым.

Отдельный сюжет Дмитрий Медведев посвятил проблемам экономического развития, не упустив случая вновь подчеркнуть, что экономика не только создается свободными людьми, но и сама создает их. Однако необходимы благоприятный инвестиционный климат и деловая среда, предусматривающая высокую общественную оценку предпринимательской деятельности; минимальное вмешательство государства, в особенности – силовых органов, в экономику; высокую конкурентоспособность последней; участие в формировании правил игры не только государственных органов, но и всех заинтересованных общественных субъектов. Отсюда – три направления деятельности на среднесрочную перспективу: снижение вмешательства государства в экономику (для госкомпаний предлагается создать соответствующие дорожные карты); передача части функций на региональные и муниципальные уровни власти; отчисление им дополнительных доходов от акцизов на алкоголь и табак.

Реализация подобных предложений действительно представляла бы существенную трансформацию межбюджетных отношений. Кроме того, очередное признание Дмитрием Медведевым неэффективности госкомпаний заметно отличает его позицию от позиции Владимира Путина, чьим детищем они являются.

Есть у Президента претензии и к качеству управления, особенно – к объемам обязательной отчетности, предполагающей бессмысленную трату времени и денег. Этот порядок требует срочной минимизации отчетности, особенно обременительной для бизнеса.

Президент согласился с необходимостью создания специального Уполномоченного по правам предпринимателей: эта идея неоднократно высказывалась на встречах с активом РСПП. Правда, невольно возникает вопрос: сколько еще понадобится Уполномоченных, чтобы в стране наконец-то, был наведен правовой порядок? Ведь все Уполномоченные функционируют отнюдь не на общественных началах, а за счет федерального бюджета, т.е. российских налогоплательщиков. Есть ли смысл плодить их и дальше?

Обозначая внешнеполитические приоритеты, Президент отметил значимость создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, отметив вместе с тем необходимость в привлечении новых членов. Одновременно обозначена готовность к интеграции с Евросоюзом, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), БРИКС, правда, при условии ответного встречного движения. Что касается Всемирной торговой организации (ВТО), то бояться чрезмерной открытости, по мнению Дмитрия Медведева, не стоит. В ВТО можно получить доступ к новейшим технологиям, да и в политике многому поучиться.

Любопытно прозвучал сюжет о борьбе с системной коррупцией. По словам Президента, для этого потребуется огромная воля, потому что «нам противостоят очень влиятельные и хорошо вооруженные противники. Мы этого врага знаем и здесь мы не отступим».

Откровенно говоря, намек не вполне понятен, и имя врага все-таки следовало бы назвать.

Однако Президент прав в том, что международные образцы борьбы с коррупцией имеются, включая не ратифицированную Государственной Думой статью 20 международной Конвенции по противодействию коррупции, посвященную контролю над расходами должностных лиц. Может быть, «врагом» выступают как раз те, кто активно противится такой ратификации?

В реализации такой смелой инициативы Президенту необходима поддержка гражданского общества, которое, в свою очередь, должно проявлять нетерпимость к любым формам коррупции. Наконец, нужен авторитетный суд, вмешательство в деятельность которого со стороны властей всех уровней совершенно неприемлемо.

Оценивая развитие политической системы в сторону ее либерализации, Дмитрий Медведев с удовлетворением отметил, что демократия больше не является бранным словом, и его инициативы, уже обретшие статус законов, сделают государство и прочнее, и эффективнее. Следующим шагом в этом направлении будет создание так называемого открытого Правительства, предполагающего прямой информационный обмен между властью и населением, мониторинг ситуации, разработку экспертными советами показателей эффективности деятельности правительства и т.д. Монополия чиновников на оценку собственной деятельности должна быть разрушена.

В заключительной части своего выступления Дмитрий Медведев обозначил задачи на предстоящие шесть лет, правда, не указал пути и способы их решения.

Содержание и пафос его выступления позволяли надеяться, что оно станет общенациональной программой действий, которую могут поддержать различные общественные организации и политические силы. Однако согласие вступить в «Единую Россию» и даже возглавить ее, а также отказ называть себя либералом вызвали серьезные затруднения в умах сограждан. Если прозвучавшее на Госсовете выступление является серьезным политическим проектом, то этот проект, безусловно, либеральный. Если же никакой серьезной политико-идеологической нагрузки он не несет и руководством к действию не станет, то зачем был презентован?

Вольно манипулируя различными, и даже противоположными, заявлениями, можно серьезно повредить собственной репутации, а это, пожалуй, единственный ресурс в политике, который нельзя купить ни за какие деньги.

Александра Глухова, доктор политических наук, профессор 

←Россия заговорила о смертной казни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика