Путин провёл на АВТОВАЗе совещание по развитию российского автопрома
Совещание по вопросу о развитии отечественной автомобильной отрасли в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию провёл премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе визита на АВТОВАЗ 4 апреля 2012 года. В этот же день Путин принял участие в церемонии запуска в производство новой модели АВТОВАЗа – Lada Largus.
В совещании приняли участие заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин, генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов, генеральный директор ООО "Базовый Элемент" Олег Дерипаска, министр экономического развития РФ Эльвира Наббиулина, министр финансов РФ Антон Силуанов, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, исполняющий обязанности министра промышленности и торговли Денис Мантуров, президент республики Татрстан Рустам Минниханов, губернатор Самарсокй области Владимир Артяков, руководители практически всех крупнейших российских производителей: ЗиЛ, КАМАЗ, АВТОВАЗ, Автофрамос, представители иностранных автопроизводителей: Volvo, General Motors, Renault-Nissan, Honda, Ford, Volkswagen, Toyota.
Основными темами совещания стали пути развития российского автопрома, меры государствекнной поддержки российских производителей, возможности обновления автопарка России, не только легкового, но и грузового, пассажирского и строительной техники.
Кроме того, участники совещания обсудили вопросы экологической безопасности российского транспорта.
Поддержка автопроизводителей
Российское правительство готово выделить 3,5 миллиарда рублей на поддержку регионов, которые в ближайшее время приступит к обновлению своего пассажирского автопарка.
"Но только в том случае, если эти автобусы будут работать не на бензине, а на газе", – подчеркнул премьер-министр.
Вступление России в ВТО не станет тяжелым испытанием для отечественного автопрома – власть окажет ему всю возможную поддержку с помощью мер, не противоречащих нормам и принципам организации, пишет агентство Прайм по итогам совещания. Так, гарантии для участников промсборки власти готовы восполнить за счет бюджета РФ, а чиновников обяжут покупать для госнужд лишь технику, произведенную в странах ЕЭП.
По словам Путина, проблемы, возникающие перед отраслью в связи с присоединением к ВТО, могут быть успешно решены без нарушения правил этого объединения. В целом же членство в организации создаст условия для цивилизованного и инновационного развития российского автопрома, который со временем станет частью мирового, подчеркнул он.
Объем производства легковых автомобилей в 2011 году в России превысил докризисный уровень и составил 1,7 миллионов рублей. По данным Министерства промышленности и торговли России, рост автопродаж продлился и в первом квартале 2012 года.
Экология и безопасность автотранспорта = поддержка автопроизводителей
На совещании Владимир Путин поддержал предложение представителя "Гринпис" Ивана Бокова о введении в России утилизационных сборов. Он предложил собирать с производителей транспортной техники сбор (в виде залога) за утилизацию отработавшей техники. Сбор будет взиматься только с ввозимых на территорию России новой и старой техники и не будет касаться автомобилей и техники, производимых на территории России.
Владимир Путин поручил Минэкономразвития совместно с Минфином и Минпромторгом к 25 апреля проработать нюансы по введению данного вида сбора. Такой сбор существует во многих зарубежных странах и является вполне цивилизованной мерой.
Эксперты полагают, что утилизационный сбор направлен не только и, возможно, не столько на поддержание экологии (обеспечить утилизацию старой техники), сколько на поддержу производителей автотранспорта, работающих на территории РФ.
Дело в том, что с вступлением России в ВТО, наша страна обязана будет снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей и других транспортных средств. Это может снова обострить конкуренцию между ввозимыми иномарками и автомобилями, производимыми на территории РФ. Утилизационный сбор может "перекрыть" снижение пошлин, т.е. по сути, иностранные производители, ввозящие в Россию свою технику, меньше платить за её ввоз не станут, а значит, у них не будет стимула ввозить большее количество техники, что, естественно, на руку производителям, работающим внутри страны.
Это может стать поддержкой не только для производителей легковых авто, но и крупного пассажирского транспорта и снизить объёмы закупок автобусного "секонд-хенда" из-за рубежа – закупать пассажирский автотранспорт будет выгоднее у производителей единой таможенной зоны (Россия, Белоруссия, Казахстан).
Что касается автомобилей российского производства, автопроизводители должны будут лишь давать поручительство по будущей утилизации техники. Бремя денежных сборов за утитилизацию на их плечи не ляжет.
Ещё одно дельное предложение высказал замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов: снизить сроки эксплуатации грузового транспорта до 15 лет. Использование более старых автомобилей во-первых, слишком расходно для владельцев, во-вторых небезопасно для ситуации на дорогах. Владимир Путин поддержал и эту идею.