За машиной на Запад
Стоит ли ехать в Белоруссию за подержанным автомобилем?
В прошлом году Россия, Белоруссия и Казахстан вступили в Таможенный союз. И сей факт сподвиг массу перекупщиков, которые хотят заработать на продаже автомобиля, в Казахстан или Белоруссию. Очень повезло тем, кто успел купить автомобили до поднятия пошлин и НДС. Что же сейчас происходит на авторынке Белоруссии, попытаемся узнать.
Как добраться
Из Улан-Удэ до столицы Белоруссии Минска сутки пути. Перелет самолетом до Москвы, далее до Белорусского вокзала. Ожидаем поезд примерно 3 - 4 часа и отправляемся в Минск.
По приезде в столицу Белоруссии вам все равно необходимо будет до 8 утра провести в зале ожидания вокзала. Именно в это время администраторы гостиницы начинают свой рабочий день. С гостиницами в Минске дела обстоят плохо: обычно свободных номеров нет, либо вы подселяетесь к кому-нибудь, либо едете снимать квартиру.
После того как вы определились с местом проживания, отправляемся на авторынок. Стоит заметить, в Минске их всего два. Отправляемся сначала на авторынок «На Ждановичах», далее автобусом 1026Т или 83Э можно добраться до барахолки «На Малиновке».
Остановимся подробно на авторынке «На Ждановичах». По территории его можно сопоставить с новым авторынком Иркутска «Фортуна». Но есть особое отличие: праворульных автомобилей вы здесь не найдете!
Абсолютно все марки автомобилей, включая японский автопром, с левым расположением руля. Большей частью преобладают европейские марки, такие как: Audi, Alfa Romeo, BMW, Citroen, Fiat, Mercedes Benz, Mini, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Saab, Seat, Skoda, Volkswagen, Volvo. Есть также американский автопром: Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Ford, Pontiac. Японский автопром: Acura, Honda, Infiniti, Lexus, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Toyota. И на удивление, корейский автопром: Hyundai и Kia.
Европейские автомобили
Из большинства перечисленных марок лидером является Volkswagen. Присутствует изобилие и таких моделей, как Golf, Passat, Tiguan. Видимо, они пользуются большой популярностью в западной части России, т.к. в самой Белоруссии их немного. И цена на такие автомобили весьма заманчивая, они дешевле на 40 тыс. рублей, чем в Москве.
Второе место занимают автомобили марки Audi: A4, A6, Q5. Audi ниже всего на 10 - 20 тыс. рублей. Третье место разделили «французы»: Citroen и Peugeot. Как говорят местные «перекупы», очень хорошие автомобили пользуются спросом как среди белорусов, так среди и россиян. В этом сегменте экономия составит до 40 тыс. рублей. Далее идет BMW: 1-Series, 3-Series, 5-Series, X6. Кстати, BMW нисколько не уступают ценам Москвы, а найти модель с бензиновым двигателем весьма проблематично. Что касается других марок европейского автопрома, включая Mercedes Benz, их не так много по сравнению с вышеперечисленной четверкой.
Американские и азиатские автомобили
Здесь прочно лидирует Chevrolet с моделями: Captiva, Lacetti, Spark. Японский же автопром в большей степени представляют: Lexus (RX350, RX400h, RX450h), Mazda (CX-7, Mazda-2, Mazda-3, Mazda-6), Honda (Jazz-Fit, CR-V, Civic Hybrid, Civic, FR-V), Toyota (Auris, Avensis, Aygo, Camry, Corolla, Highlander, Matrix, Prius, RAV4, Venza, Yaris), Mitsubishi (Lancer, Outlander). Ценовая категория на «японцев» разная, экономия от 15 до 30 тыс. рублей. Корейский автопром представляет лишь по одной модели каждой марки, т.е. Hyundai Santa Fe и Kia Cee'd. Есть, конечно, и другие модели, но на всей барахолке их всего 2 - 3 штуки. Да и цены на корейский автопром сопоставимы с нашими.
Прочно лидируют две марки автомобилей: Volkswagen Passat, Toyota Camry. Скажем так, столкновение Востока и Запада. С небольшим перевесом Старый Свет все-таки одерживает победу над Востоком.
Муравейник
Перейдем непосредственно к атмосфере авторынка «На Ждановичах». Дни покупательской активности приходятся на пятницу и субботу, как, впрочем, и везде. Но есть одно «но»! Такого количества покупателей я не видел ни на одном авторынке в России! Можно сказать, территория барахолки — это муравейник.
Хорошие и недорогие автомобили расхватывают как горячие пирожки. Посмотрев автомобиль и договорившись о цене, ты идешь дальше с мыслью, что можно бы еще присмотреться. «Быстро» обежав барахолку, возвращаешься за автомобилем, который приметил, а его и след простыл. Он уже продан! В панике начинаешь искать другой вариант. Смотришь автомобиль – подходят другие покупатели, начинают осматривать вместе с тобой, торговаться. В голове просто каша! В то же время что-то тебе подсказывает: надо брать, а что-то говорит: нужно еще пройтись и посмотреть.
Не поддаемся на провокации и идем дальше, кинув пару фраз, что автомобиль не стоит этих денег (тем самым надеясь, что те ребята уйдут, а у меня будет время посмотреть еще пару автомобилей).
Забегая вперед, хочу отметить, что авторынок «На Ждановичах» больше и дешевле авторынка «На Малиновке».
Мороз и дизель
Во второй половине дня едем «На Малиновку». Проходим один круг, второй, понимаем, что цены здесь кусаются, но и автомобили получше, т.е. модели «свежих» годов, начиная с 2008-го, тогда как на предыдущем до 2008-го. Остаемся еще на день.
На следующий день в 8 утра мы уже находимся «На Ждановичах». Решили покупать здесь. Тут уже царит хаос. «Перекупы» заводят свои автомобили, которые не привыкли к морозам в -30, что для нас является нормой. Заводят кощунственными методами, крутят стартерами по полчаса, пока не заведется. На проводах прикуриваются от других авто, а как только автомобиль завелся, дают им под 3 - 4 тысячи оборотов, чтобы скорее прогрелся, пока покупатели только начинают подходить к авторынку.
Стоить отметить, что дизельных двигателей на автомобилях здесь больше, чем бензиновых. Из всех продаваемых автомобилей только дизельных машин 65%. Это можно охарактеризовать тем, что в Европе важны экономичность и неприхотливость. Но для нашего климата лучше будет бензиновый агрегат. В Европе климат мягче, а стало быть, и дизель в зимнее время в обслуживании не доставляет таких хлопот, как нам. Что касается торга, можно скинуть с автомобиля максимум 300 - 500 долларов.
Все-таки нахожу автомобиль, устраивающий меня по цене и качеству, покупаю и отправляюсь домой.
Подвожу итог. Смысла ехать за автомобилем не вижу, т.к. «растаможка» автомобилей сейчас по единым ставкам. НДС с недавнего времени стал такой же, как и в России. Стало быть, выгоды нет. А экономия всего 20 - 30 тыс. рублей. Тем более дорога почти в 7 тыс. км до родного Улан-Удэ полна всевозможных рисков и приключений. Если вы все же решились ехать за автомобилем в Белоруссию, сразу предупрежу, что целого автомобиля вы там не найдете. Абсолютно любой автомобиль был в кузовном ремонте.
Некоторые пострадали немного, но большую часть составляют автомобили, у которых были серьезные повреждения, вплоть до замены всей «морды». Даже среднему специалисту будет не по силам определить, где и что менялось. Многие россияне уезжают обратно, так и не найдя ничего подходящего. Хорошо, если вы из Москвы, а наши потери составят 40 - 50 тыс. рублей.
Выгодно лишь тем, кто приехал за автомобилем в Белоруссию из Казахстана, т.к. у них НДС в два раза меньше, а стало быть, автомобили для них дешевле на 2 - 3 тыс. долларов.
Если хотите левый руль и ничего не нашли ни у нас, ни в Иркутске, можно посоветовать Новосибирск или Москву - ремонт квартиры в Москве. Но помните о рисках перегона: дорога не ближняя, а в пути может случиться так, что не вы в кого-нибудь, а в вас кто-нибудь.