Посланные Белоруссией послы и брежневизация Европы
Дипломатический балет между Минском и Евросоюзом - когда Минск высылает в Европу двух послов, а та отзывает в ответ вообще всех - это карикатура на то, что происходит между Европой и воюющим Ближним Востоком (Сирией, скажем), Европой и вообще всем "незападным" миром. Этакий печальный случай, когда в ЕС считают, что надо что-то делать, хотя оно и бессмысленно.
Ценности и интересы
Вот как все развивалось: Евросоюз ввел санкции на въезд на свою территорию группы из двух сотен белорусских судебных и правоохранительных чиновников, участвовавших в арестах или осуждении оппозиционеров. У санкционированных отберут деньги, если таковые обнаружатся на европейских счетах. Ну, и не дадут визы. Минск в ответ выслал двух послов - Польши и ЕС как организации. А Евросоюз, обидевшись, отозвал из Минска вообще всех своих послов.
Работа дипломата всегда чем-то напоминала театр, но тут уже дело переходит в цирк. Здесь самое, возможно, забавное - это формулировки. "Если послы в ходе консультаций сумеют разъяснить в своих столицах бесперспективность политики санкций и давления, то это будет носить позитивный характер", - заявляет представитель белорусского МИДа. А Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции, в ответ прибегнул к модной сейчас "твиттерной дипломатии", кинув в социальную сеть строчку насчет того, что "Диктатор начинает жечь последние мосты. Обычно добром не кончается".
Тут надо заметить, во-первых, что послы давно уже объясняют своим правительствам, что санкции не сдвинут Минск с места, и никто с ними не спорит. Проблема в том, что разумный курс действий натыкается на остатки того, что можно именовать европейской идеологией, стилем поведения - в общем, "ценностями". Вот это все - "диктаторы", "борцы за демократию"… Как в Ливии: диктатор Каддафи и демократы из Бенгази.
Тем обитателям экс-СССР, что помнят коммунистическую эпоху, хорошо известно, что такое диктат "ценностей" над разумом. Теория, освященная бородой Карла Маркса (и ранними христианами с их идеями равенства и справедливости, и возрожденческими утопистами типа Кампанеллы, и кровью санкюлотов времен Французской революции, и прочим пантеоном), требует говорить определенные вещи. А реальность показывает, что лучше бы не говорить, а главное - не делать того, что говоришь. Эта смешная ситуация более всего была заметна по дипломатии СССР в странах Африки, Латинской Америки и прочих. В целом-то политика была вполне прагматичной, но иногда возникали ситуации, когда идеология очень мешала делать разумные вещи.
Кстати, вот и сейчас… Во главе антибелорусского наступления ЕС - Польша, но она по этому вопросу поспорила со Словенией. Поляки хотели вписать в санкционный список некоего белорусского олигарха, но воспротивилась Словения, поскольку бизнес этой страны получил недавно контракт на строительство большого отеля в Минске. А экономические интересы даже одного члена ЕС - это вам не пустяк, так что "черный список" можно и сократить.
Вот эта "брежневизация" Европы - очень печальная вещь. Конечно, демонстрировать свои ценности в отношении Белоруссии не опасно, и это не принесет таких проблем, как дефолт Греции или печальное будущее Ближнего Востока. Но когда все видят, как идеология связывает руки политике, то это роняет курс "европейских акций" в целом.
Добром не кончается?
Белорусский режим стилистически противен классическому европейцу. Речь вот о чем: допустим, в британской столице во вторник полиция начала ликвидацию палаточного лагеря радикалов из движения "Захвати Лондон". Поскольку не ликвидировать его было никак невозможно. А если бы "захватчики" сдуру пошли бы в Лондоне, как в Минске, на штурм правительственных зданий - наверняка ведь посадили бы. В Минске делают, в принципе, то же, но стиль поведения другой, и слова произносятся другие. И методы воздействия на оппозицию действительно отвратительные, без всяких шуток.
Для европейца Александр Лукашенко - "последний диктатор Европы", он не улыбается, грозит врагам и говорит как Жириновский у власти. Полиция жестока, название "КГБ" почему-то не отменили и так далее. Белорусский режим как минимум смешон - это если говорить о реакции на него жителей бывшего СССР. Но отличие от стандартной европейской реакции тут в том, что в экс-СССР хорошо понимают, о чем речь: это же наше прошлое, мы сами там были. И знаем, что оно уйдет. Скорее всего, уйдет в мягком и незаметном варианте.
"Добром не кончается", по словам Карла Бильдта? Очень даже кончается. Есть такая страна - Бирма (Мьянма), которую я постоянно рекомендую своим читателям для изучения. Это тоже до недавних пор была как бы Белоруссия, именно так ее воспринимали соседи по Юго-Восточной Азии: это же наше прошлое. И тот самый Евросоюз, на пару с США и прочими, точно так же наказывал Бирму с ее военным режимом санкциями, не потому, что она кого-то так уж интересовала, а потому, что - как же иначе?
Но иначе, оказывается, можно. Для начала, результат санкций - ровно ноль, потому что с Бирмой торговали страны-соседи, Китай и многие другие, она даже не так плохо развивалась и росла. Потом соседи совместно уговорили бирманских генералов не пугаться Запада и начать политические реформы - и те начали (кстати, пошли уже и разговоры, что надо официально вернуть стране ее историческое название - Бирма). ЕС и США, понимавшие, что своей политикой поставили себя в глупейшее положение, по сути, в изоляцию от бирманских событий, теперь делают вид, что страшно рады и что это они "дожали диктаторов". Но прочим-то видно, кто дожал и как европейская "брежневизация" ставит ЕС в невыигрышное положение, пусть и в несущественной ситуации. Как минимум потому, что над ЕС теперь в тех азиатских краях смеются.
Кстати, российская дипломатия неоднократно оказывалась в похожих ситуациях. Например, с Туркменией или странами Балтии, в частности по вопросу о положении там русского населения. Можно было устраивать дипломатический балет, вводить санкции, мечтать о смене режима. Но стало ли бы от этого лучше русским? Иногда время и выдержка дают лучшие плоды.
В истории с Белоруссией все очень "бирманское". Белоруссия обойдется какое-то время и без Европы. Если ее экономика выдержала недавние финансовые потрясения, то продержится и дальше. Прежде всего - как с Бирмой - благодаря соседям, благодаря тому, например, что в Белоруссию переезжают люди, в том числе и из России. Недавно мелькнула интересная заметка о том, какие выгоды стране приносит более дешевая, чем в России, медицина - тоже есть над чем подумать.
Ну, а единый рынок рабочей силы виден в Москве простым глазом, белорусы работают буквально везде и "мигрантами" не считаются. Происходит в некотором роде размывание "белорусских особенностей" по широким географическим пространствам, то есть - интеграция. Так что перемены в политическом стиле Минска тоже будут, куда они денутся. Другое дело, что лучшие перемены те, которые идут естественным путем и даже не всегда сразу заметны.