ОДКБ вселяет уверенность
Государственная дума РФ ратифицировала изменения устава Организации Договора о коллективной безопасности.
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Смена вывески. На характер
Пятнадцатого февраля Госдума России утвердила изменения устава ОДКБ. В этом военном деле у нас теперь все так - последовательно. Коль решили сменить вывеску на характер, так твердость его и демонстрируем. Пока на политическом уровне. Но ведь для того и политика, чтобы пушки молчали.
Впрочем, вывеска никуда не делась. Это по-прежнему ОДКБ. Но теперь не просто буквы в аббревиатуре, а дух. Говорят, что боевой. Хотя что говорить, если это читается в обновленном уставе. Документом уточняются направления деятельности Организации по формированию системы коллективной безопасности и порядка реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов альянса.
Предусматривается возможность создания коалиционных сил ОДКБ, региональных группировок войск, миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры. Кроме того, появляется возможность принятия решений Советом коллективной безопасности в ограниченном формате при условии, что ни одно из государств-членов ОДКБ не возражает против такого порядка.
Последний посыл - это привет Узбекистану. Ташкент никак не решит, куда ему примкнуть, к умным или красивым, и на всякий случай красиво отбывает номер в альянсе и, по-умному используя статью о консенсусе, блокирует все его стратегические инициативы. В том числе и создание Коллективных сил оперативного реагирования. Теперь же по уставу страны Организации при желании смогут просто иметь особое мнение невнятного партнера в виду.
Кстати, Каримов на декабрьском саммите ОДКБ в Москве тоже, как и все, подписался под протоколом о преобразовании блока. Этот меморандум и стал увертюрой к параду ратификаций. Документ уже утвердил Мажилис Казахстана, теперь Госдума, на очереди Белоруссия.
Пожалуй, только в этой "тройке" сейчас и можно быть до конца уверенным. Народное Собрание Армении до парламентских выборов, видимо, вряд ли будет принимать что-либо серьезное. Хотя Ереван в силу известных обстоятельств заинтересован в реальной коллективной безопасности не меньше партнеров.
С Киргизией вроде бы тоже не должно быть проблем. Даже несмотря на то, что идею совершенствовать механизм использования боевого потенциала ОДКБ подсказал политический кризис именно в этой республике. Тогда Лукашенко был страшно недоволен тем, что альянс не в состоянии защитить власть Бакиева. Уже тогда, видимо, подразумевая и себя самого.
В Киргизии в итоге получилось очень даже неплохо. Во всяком случае, если судить по заявлениям ее нового президента. Атамбаев и в Таможенный союз уже номинировался. И американцам указал на дверь, точнее, на воздушные ворота "Манаса". Предложил им по истечению срока договора закрыть их с другой стороны. И в ОДКБ он двумя руками. Так что Бишкек тоже на подходе.
Что касается его соседей. Таджикистан и Узбекистан формально тоже в деле, но и в конфликте друг с другом. Поэтому и коллективную безопасность здесь понимают по-разному.
Вместе с тем 15 февраля в Госдуме, отвечая на вопрос депутатов о возможной разобщенности стран-участниц, представитель МИД Андрей Денисов заявил, что "каких-либо признаков клановой разобщенности в ОДКБ не отмечено". А новые уставные отношения, по его словам, для того и нужны, чтобы придать блоку большую гибкость и возможность оперативного реагирования на обострение обстановки среди стран ОДКБ.
После того, как на декабрьском саммите ОДКБ в Москве было принято принципиальное решение о модернизации идеологии альянса, голосование в Госдуме - это по большому счету технический момент. Иного, наверное, и быть не могло. Вместе с тем ратификация при всей ее безальтернативности - это все-таки серьезное политическое событие. И оно указывает на то, что иного теперь быть не может.
Тему продолжит военный эксперт Василий Белозеров.
Шейнкман: Как вы считаете, как должна измениться ОДКБ, чтобы стать той самой боевой единицей, о которой говорят идеологи этой организации?
Белозеров: Во-первых, надо учитывать, что ОДКБ, как и любой другой военно-политический союз, - это объединение суверенных государств. Поэтому всегда есть противоречия между интересами самой организации и входящих в нее стран.
Во-вторых, надо учитывать, что каждая страна стремится как можно меньше вносить и как можно больше получать. Это совершенно нормальное политическое поведение. От этих противоречий никуда не деться, что, естественно, существенно препятствует развитию ОДКБ.
На этом фоне, конечно, следует приветствовать те меры, которые предпринимаются по созданию Коллективных сил оперативного реагирования и развертывания. И, наверное, посредством их создания ОДКБ становится более активной организацией, которая способна проецировать силу в рамках региона, в рамках тех стран, которые входят в Организацию.
Шейнкман: Пятнадцатого февраля Госдума России ратифицировала изменения, учитывая те противоречия, о которых вы говорите. Поступят ли так же парламенты других стран-участниц ОДКБ?
Белозеров: Если это соглашение уже подписано главами государств, то, поскольку у нас все государства постсоветского пространства, входящие в ОДКБ, являются премьерскими республиками, я думаю, проблем с ратификацией не будет.
Шейнкман: И насколько изменится ОДКБ структурно и политически? Военная составляющая как-то будет усилена после этих изменений?
Белозеров: Если этот силовой компонент будет более активно развиваться (у нас от России туда входят какие-то соединения и воинские части Воздушно-десантных войск, еще какие-то мобильные компоненты, будет что-то входить и от других частей), то, наверное, это будет иметь своим следствием то, что появятся какие-то дополнительные наднациональные органы для управления этими воинскими формированиями, для обеспечения их деятельности.