Третья попытка
Белоруссия в очередной раз заявляет о намерении в ближайшее время продать госпакет местной «дочки» МТС.
Первая попытка белорусских властей продать 50% плюс одну акцию местного филиала оператора сотовой связи МТС закончилась неудачно. Выставив пакет на аукцион по цене в 1 млрд долларов, белорусская власть обнаружила, что покупателей на него нет. Интерес к акциям по такой большой цене не проявила даже сама МТС, которой, кажется, контроль над собственной «дочкой» очень необходим. Но цена российским совладельцам показалась слишком высокой.
Ровно такая же ситуация сложилась и спустя две недели, 23 декабря. Аукцион опять прошел без покупателей.
Но белорусские власти с упорством, достойным лучшего применения, заявляют о том, что пакет своих денег стоит, и собираются попробовать провести аукцион по его продаже в самое ближайшее время. Вице-премьер Белоруссии Анатолий Калинин недавно заявил, что правительство в ближайшее время вновь хочет выставить на продажу принадлежащую ему долю в уставном фонде белорусско-российского СООО «Мобильные телесистемы». «В ближайшее время компания будет выставлена на продажу», – сказал Калинин журналистам. «Переговоры идут. Мы хотим, чтобы список покупателей расширился, а конкуренция была высокой», – добавил он.
Цена прежняя – 1 млрд долларов. Всего же в 2012 году Белоруссия должна продать государственных активов на 2,5 млрд. Таковы обязательства республики перед Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, которое страну сейчас активно кредитует.
Известно, что на МТС Белоруссия ищет покупаетелей активно, а не просто ждет. В разное время пакет акций оператора предлагался то казахскими, то китайскими, то катарским предпринимателями. Правдоподобнее всего выглядела информация о том, что российский оператор в Белоруссии вызвал интерес у бизнесменов из Катара, которые сейчас активно ездят в Минск и ищут возможности для инвестиций.
Интересна также позиция самого российского учредителя. За 1 млрд долларов докупать всего оператора он не хочет. В то же время в таком виде, в каком он принадлежит ОАО МТС сегодня, он тоже не очень привлекателен: из-за того что у российской компании нет полного контроля над «дочкой», он не может включить его показатели в свою финансовую отчетность. А до кризиса белорусский филиал МТС демонстрировал довольно хорошие результаты по прибыльности и выручке. В общем, ситуация тупиковая. Чем, очевидно, и объясняется заявление, сделанное российским МТС в конце прошлого года: мол, если белорусская власть продаст кому-то свой пакет акций, российская сторона тут же выставит на продажу свой.
Здесь стоит сказать, что АФК «Система» билась за контроль над белорусским СП очень давно. Когда-то, когда компания только выходила на белорусский рынок, власти убеждали ее, что проблем с полной приватизацией не будет. Но на деле случилось по-другому. Сначала Белоруссия называла активы телекоммуникационной отрасли стратегическими, а затем распродала в частные руки всех конкурентов российской компании. Второй по величине местный оператор связи Velcom отошел под контроль австрийской Telekom Austria, а третий – под контроль турецкой Turkcell. Но, как ни странно, позиции МТС от этого только ухудшились. Дело в том, что обе сделки белорусские власти провели с крайней выгодой для себя, выручив за обоих операторов больше 2 млрд долларов. Теперь сбывать свой пакет МТС по дешевке власть не намерена. При этом она отказывается признавать простую и довольно очевидную вещь: за последние несколько лет из-за кризиса телекоммуникационные активы сильно подешевели. И не только они.
Стоит также отметить, что в целом работать в Белоруссии на рынке связи очень сложно. На то есть несколько причин. Во-первых, из-за царящего в стране «социализма» власти то и дело запрещают операторам поднимать цены на свои услуги. За прошлый год белорусская валюта подешевела примерно в три раза, а цены на услуги сотовой связи поднялись менее чем на 40%. Больше – запрещено. Пока, во всяком случае.
Во-вторых, Белоруссия – довольно большая по территории страна, в которой проживает меньше 10 млн человек. В результате вышками связи приходится покрывать большую территорию, а отдача от нее невеликая. Кроме того, белорусские власти требуют постоянного улучшения зоны покрытия. Кто бывал в Белоруссии, знает, что местная сотовая связь очень дешевая и отличного качества.
В-третьих, заработать много на самой маржинальной услуге – мобильном интернете – в Белоруссии тоже нельзя. Все внешние каналы связи в стране принадлежат одной компании – государственному монополисту «Белтелекому». Из-за этого цены на интернет в стране традиционно в 10-15 раз выше, чем в соседней России. А высокие цены на трафик для операторов означают две вещи: либо доступ в сеть абонентам нужно продавать очень дорого (но тогда пользоваться им никто не будет), либо с непривычно низкой маржой (что и практикуется). В общем, одни проблемы.
Что делать МТС, который за почти десять лет работы на рынке (с 4 апреля 2002 года) наработал абонентскую базу в 4,88 млн человек, решительно непонятно.