Тень Путина ("Nacion", Коста-Рика)
Авторитарная модель правления Владимира Путина находит последователей в Европе, особенно в свете нынешних потрясений, перерастающих в народные выступления.
Нельзя не замечать, что после ухода Бориса Ельцина в отставку с поста президента Путин укрепил свою власть в первые годы предыдущего десятилетия, а в России возродился деспотический авторитаризм.
Путин столкнулся с массовыми народными выступлениями протеста в связи с подтасовками думских выборов в декабре прошлого года, но, воспользовавшись рычагами своей диктаторской власти, ему удалось восстановить определенный порядок, и сейчас мало кто сомневается в том, что он одержит победу на президентских выборах в марте нынешнего года.
Подобное развитие событий не ускользнуло от внимания тех правителей, выбравших авторитарную модель, как, например, президент Белоруссии Александр Лукашенко – диктатор, находящийся у власти с 1994 года, хотя и пытающийся придать ей демократический вид.
Вдохновитель и родственная душа Уго Чавеса, Лукашенко грубо подавил малейшие проявления инакомыслия, переделав на свое усмотрение Конституцию и выстраивая свои отношения с Россией, как это раньше делали бывшие советские сателлиты. Эта форма российского господства нашла свое конкретное воплощение при Путине, который, помимо всего прочего, создал Таможенный союз с Казахстаном (еще одним диктаторским режимом) и Белоруссией.
Разворот в сторону путинского стиля правления вовсю идет на Украине, где сейчас президентом является Виктор Янукович, тоже друг Путина. Этот пророссийский кандидат с трудом одержал победу во втором туре президентских выборов в феврале 2010 года, когда его политическим соперником была премьер-министр Юлия Тимошенко. В ходе недавнего судебного процесса ее приговорили к тюремному заключению за злоупотребление властью. Сам судебный процесс вызвал протесты со стороны Евросоюза и ряда правозащитных организаций, требующих немедленного освобождения Тимошенко.
Это стало поводом для серьезного отношений с Западом, однако Янукович ссылается на «закрепленное в Конституции разделение властей», мешающее ему удовлетворить эти требования. В эту отговорку никто не верит. К слову сказать, недавно Тимошенко была переведена из киевской тюрьмы в другу, расположенную вдалеке от столицы, где ее не смогут посещать журналисты и другие лица, постоянно державшие эту тему в центре внимания СМИ.
И все же по уровню конфликтного накала в европейской политике Венгрия оставила позади Украину. Этот поворот становится понятным в свете связей, установленных бывшим членом социалистического лагеря и члена Организации Варшавского Договора. Преодолев это бурное прошлое, Венгрия вступила в НАТО и в Евросоюз, оказавший помощь Будапешту в периоды экономических трудностей, включая и нынешний.
Однако грозовые тучи сгустились над этой красивой страной в результате сомнительных шагов, предпринятых нынешним премьер-министром Виктором Орбаном (Víctor Orban), пришедшим к власти в результате победы его правоцентристской партии Фидеш (Fidesz) на всеобщих выборах 2010 года. Благодаря этой победе, Орбан получил большинство мест в парламенте, обеспечивающее ему оперативное прохождение законов и поправок, в результате которых в Европе начинает обретать реальные очертания новый деспотический режим. Один из недавно принятых законодательных актов предусматривает создание новой судебной инстанции, возглавляемой другом премьер-министра, который наделен полномочиями совершать перестановки в судах в соответствии с пожеланиями правительства. С этой целью был принят закон, согласно которому возрастной порог выхода чиновников на пенсию сокращается до 62 лет, что означает уход со своих постов 274 jueces, включая председателя Верховного Суда.
Другие органы, созданные подобным путем, предусматривают упразднить независимость председателя Центробанка, а также основать учреждения, чьи полномочия ведут к цензуре в СМИ и ограничивают свободу вероисповедания. В то же время, пересмотр административно-территориального деления в избирательных целях обеспечивает большинство голосов проправительственной партии. Список нововведений можно было бы продолжить, и в совокупности они указывают на зарождение диктатуры под прикрытием Конституции.
Голоса беспокойства в связи с таким тревожным поворотом событий вызвали растущую волну протестов со стороны правительственных кругов (прежде всего, в США) и международных организаций, в частности, Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ). У них уже на руках подготовленные к подписанию финансовые договоры, необходимые Будапешту, чтобы избежать экономической катастрофы. Подобная перспектива заставила Орбана поумерить свои высказывания. Он также назначил своих уполномоченных представителей для ведения переговоров о предоставлении помощи с МВФ и Евросоюзом.
И все же стратегия Орбана столкнулась с труднопреодолимыми препятствиями, начиная с независимости Центробанка, на которой настаивают МВФ и Евросоюз. В свою очередь наблюдается бегство капиталов, прежде всего в Австрию, отражающее нервозность граждан в связи с поведением их правительства. Тупик, в который Орбан загнал себя, а заодно и всю страну, стал особенно очевидным в свете требований Евросоюза отменить законодательные нормы, нарушающие независимость Центробанка.
На рассмотрение этих требований в соответствующих инстанциях потребуется время, которое работает не в пользу венгерской экономики.
Конфликт Венгрии с Евросоюзом и МВФ иллюстрирует риск навлечь на себя сложности и санкции, которому подвергают себя руководители, следуя диктаторским курсом Путина. Еще одна конфликтная ситуация вырисовывается в Румынии, где нарастает волна протестных выступлений против правительства, которое обвиняют, среди прочего, в злоупотреблении властью и авторитарной форме правления. Если мы добавим к непростому положению дел в Европе напряженность в Персидском заливе, то увидим во всей полноте угрожающие масштабы, которые приобретает нынешний общемировой кризис.