Назад, в будущее
Минувший год фактически стал итоговым в истории Содружества Независимых Государств. С 1 января начинает действовать новая на постсоветском пространстве интеграционная структура – Таможенный союз, которая объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан.
Этот старт станет той вехой, от которой предлагается либо начать новое общее движение, либо, наоборот, дистанцироваться нашим то ли настоящим, то ли уже бывшим партнерам (зависит от желания и интересов каждого из суверенных государств). Двигаться же предлагают к Евразийскому союзу, который когда-то был вброшен в сообщество СНГ как интеграционный вариант президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а в нынешнем году сформулирован как объединяющая идея Владимиром Путиным. И можно предположить, что в случае его победы на президентских выборах в будущем году эта идея будет раскручиваться.
В этом не сомневаются в странах Содружества. И не спешат решать, что с этой затеей делать. В Украине подозревают, что ее реализация угрожает суверенитету республики, а Киев, если уж необходимо делегировать часть полномочий в наднациональную структуру, хотел бы это сделать в пользу ЕС. Тем более что такая структура в ТС уже создана – это Евразийская экономическая комиссия (по типу Еврокомиссии). Но как эта коллегия будет работать и, что самое важное, каких добьется результатов, будет видно со временем. Вот это время и решили переждать, причем не только в Киеве, но и в других столицах СНГ.
Идти в ТС, ничего серьезно не просчитав, решили только Киргизия и Таджикистан. Они фактически уже озвучили свое намерение. Для них, как пообещал Дмитрий Медведев, будет разработана индивидуальная «дорожная карта». Бишкек в январе начинает предметные переговоры по этому поводу. А вот в Кишиневе правящий альянс «За европейскую интеграцию», как и руководство Украины, ведет соответствующий диалог с Евросоюзом. В ТС, или в будущем Евразийском союзе, Кишинев интересует лишь единое экономическое пространство. Получить льготный допуск на рынки стран СНГ, и прежде всего России, но при этом избежать каких бы то ни было встречных обязательств – об этом много лет мечтают молдаване, украинцы, азербайджанцы, туркмены и узбеки. И подобный настрой останется неизменным по крайней мере в ближайшее десятилетие. Если, опасаются в некоторых столицах, Москва не станет с помощью «Газпрома» и других рычагов власти загонять бывших республик-сестер в новый кремлевский проект. Вперед, в прошлое. Именно такую перспективу усматривают за призывами объединяться наши партнеры.