Минск не идет на уступки в "партнерстве" с ЕС
Статус официальной белорусской делегации не был ясен в Минске, даже когда саммит "Восточного партнерства" в Варшаве начал свою работу.
А лидера делегации "неофициальной" - экс-кандидата в президенты Владимира Некляева - на родине срочно разыскивала милиция, угрожая за отъезд в Варшаву уголовным наказанием.
Участвует ли представитель официального Минска в работе саммита программы ЕС "Восточное партнерство", белорусам не было понятно, даже когда из столицы соседней Польши стали поступать сообщения об обсуждении актуальных белорусских проблем. Накануне МИД Белоруссии официально заявил, что Минск оставляет за собой право отказаться от участия в саммите, если статус и формат участия главы белорусской делегации будут ограничены.
В программе ЕС "Восточное партнерство" участвуют шесть постсоветских стран, президенты четырех из которых - Армении, Азербайджана, Грузии и Украины - приехали в Варшаву. Молдавию на саммите представляет премьер-министр страны Влад Филат.
Из Минска в Варшаву приглашали главу белорусского внешнеполитического ведомства Сергея Мартынова. Но белорусская сторона понизила уровень представительства.
Свои условия
"Белорусская сторона должным образом назначила своим представителем на саммит в Варшаве чрезвычайного и полномочного посла в Польше Виктора Гайсенка", - подчеркивалось в распространенном в среду вечером заявлении МИД. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Андрей Савиных предупредил: если такой уровень представительства кого-то не устроит, "с юридической точки зрения все документы саммита, принятые без согласия главы белорусской делегации, не будут легитимны".
Варшавский саммит обсуждает достигнутое в рамках "Восточного партнерства" за последние годы и намерен принять решение "в отношении следующих шагов для гарантирования продолжения процесса по углублению политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС".
Белоруссии не приходится говорить о достигнутом: официальный Минск спорил и спорит с условием ЕС об обязательном участии в программе структур гражданского общества и оппозиции; президент Лукашенко не однажды высказывал сомнения в целесообразности участия его страны в "Восточном партнерстве".
В четверг, когда саммит начал работу, в Минске сообщали, что пока не принимали решения об отказе от участия белорусской делегации в саммите "Восточного партнерства", но подчеркивали: дальнейшие действия "будут обусловлены действиями другой стороны".
Формат участия в саммите официального белорусского представителя ближе к вечеру объяснили из Варшавы: посол Виктор Гайсенок получит возможность принять участие только во втором дне работы саммита "Восточное партнерство", заявил глава МИД председательствующей в ЕС Польши Радослав Сикорский.
После встречи с делегацией белорусской оппозиции Сикорский публично пообещал, что Европа будет относиться к Лукашенко так же, как он относится к оппозиции.
Принципиальная повестка
Еще до принятия в Варшаве декларации с "обеспокоенностью" судьбой оппонентов Лукашенко, в том числе политзаключенных (принята в четверг форумом гражданского общества "Восточного партнерства"), официальный Минск заявил, что подобные проблемы будут решаться в соответствии с местными законами.
"Позиция ЕС нам хорошо известна, мы приняли ее к сведению", - сообщил журналистам в Минске пресс-секретарь МИД Андрей Савиных. Но требования ЕС об освобождении заключенных и арестованных оппозиционеров будут соотнесены с белорусским правовым полем и законодательством, подчеркнул официальный представитель МИД.
Белорусские власти, тем временем, потребовали от участника форума Владимира Некляева, экс-кандидата в президенты Белоруссии и лидера гражданской кампании "Говори правду!", срочно явиться в местный отдел милиции.
Повестка, врученная в Минске жене заседающего в Варшаве политика, предупреждает: "При неявке вы будете подвергнуты приводу и привлечены к уголовной ответственности".
Некляев был избит сотрудниками силовых органов в Минске в день выборов президента 19 декабря еще до окончания официального времени голосования, но обвинен в организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и осужден на два года с отсрочкой исполнения приговора. Условия отбывания наказания недавно ужесточены: политику положено быть дома с восьми вечера до шести утра и запрещено покидать Минск.
"Моим долгом, как гражданина и политика, было добиваться того, чтобы голос Белоруссии, голос белорусского народа, был услышан на саммите "Восточного партнерства", - цитирует позицию своего лидера сайт кампании "Говори правду".
Узнав в Варшаве, что на родине ему грозят новым уголовным наказанием "за нарушение режима", Владимир Некляев заявил, что не собирается просить политического убежища в Польше.
"Не хочется, чтобы посадили, но ведь никто у меня спрашивать не будет... Есть у меня подозрение, что они хотят, чтобы я испугался и тут остался, потому что это такой нормальный выход для них. Они бы всех, не только меня, в эту заграницу выкинули бы и сказали: ну вот, у нас все хорошо, оппозиция наша у вас там!", - сказал политик дозвонившимся ему журналистам Белорусской службы "Радио Свобода".
"Торг будет продолжен"
Ситуацию с Некляевым наблюдатели в Минске уже сочли симптомом: белорусские власти демонстрируют Западу предел уступок, на которые согласны пойти.
Оптимисты ожидали, что, стремясь к смягчению западных санкций в условиях белорусского финансово-экономического кризиса, Лукашенко еще до начала варшавского саммита выполнит одно из главных условий ЕС и освободит из тюрем и от уголовного преследования своих политических оппонентов.
"Лукашенко тоже рассчитывал, что еще до саммита получит "пряники" от Европы за предыдущие акты своего гуманизма - помилование полутора десятков участников акции протеста в день выборов. Расчет не оправдался, впрочем, и деньги "на кону" - в программах "Восточного партнерства" - небольшие. Торг будет продолжен", - полагает политолог Александр Класковский.
Но судя по заявлениям из Варшавы, европейские лидеры разочарованы навязанными Минском "правилами игры".
"После 19 декабря 2010 года Евросоюз, поверивший обещаниям белорусских властей, выглядит глупо, заявил в эксклюзивном интервью информагентству БелаПАН председатель Европарламента Ежи Бузек. А заместитель премьер-министра Великобритании Ник Клегг пообещал, что Евросоюз готов ужесточить санкции против официального Минска, если в Белоруссии продолжатся репрессии.
Каждый останется при своем?
Решительность европейских лидеров в Варшаве диссонирует с позицией постсоветских стран-участниц "Восточного партнерства", выступивших против резкой критики официального Минска в ходе подготовки итоговой декларации саммита.
Варшавский форум, по мнению политолога Александра Класковского, уже продемонстрировал, что постсоветские страны-участницы программы "Восточное партнерство" не хотят или не могут согласовать свои позиции, скоординировать устремления в соответствии с европейскими требованиями.
Оппозиционные лидеры и эксперты в Минске констатируют, что стратегия "втягивания" Белоруссии в Европу, инструментом которой является "Восточное партнерство", буксует - стороны демонстрируют друг другу "свой интерес", но не готовы к решительным шагам.
Политолог Александр Класковский, впрочем, замечает: "Есть такая пословица: можно подвести осла к воде, но нельзя заставить его напиться. Официальному Минску, как и другим постсоветским странам, предложили политику добрососедства, политику сближения. А дальше все зависит от доброй воли".
"Минск и в период интеграции с Россией хотел только материальных выгод, ничем не жертвуя, точно так же ведет себя с Европой. Суть "Восточного партнерства" в том, чтобы дать "удочку", а не накормить рыбой. А ловить рыбу по европейским правилам нынешнее белорусское руководство не хочет", - поясняет Класковский.