Ливия повержена. На очереди – Белоруссия?
Валютный кризис в Белоруссии продолжается, но свет в конце тоннеля уже забрезжил. Благодаря запуску Таможенного союза нашей стране удалось нарастить объемы экспорта – за семь месяцев, в течение которых бушует кризис, он вырос на 60 процентов. Если процесс пойдет такими же темпами, то к концу года все неприятности должны остаться позади. Но из-за чего возникли нынешние финансовые затруднения? Причина кризиса – в образовавшемся торговом дефиците из-за высоких цен на сырье, которое Белоруссия закупает главным образом в России. Грубо говоря, мы тратили на энергоносители едва ли не больше, чем получали за продажу своих товаров. Решить эту проблему можно, но для этого приходится выпускать и сбывать на внешних рынках как можно больше белорусской продукции. Собственно, именно это сейчас и происходит – благодаря модернизации на предприятиях, повышению конкурентоспособности и механизмам Таможенного союза.
Повлиял ли кризис на политическое самочувствие белорусских граждан? Конечно же, повлиял! Ни один кризис еще не добавлял популярности властям той страны, где происходят неприятности. Естественно, Белоруссия не исключение – люди на улицах, в транспорте и блогах на чем свет стоит ругают власть, жалуются на жизнь и критикуют президента Лукашенко. Но что показательно – при очевидном росте критических настроений число тех, кто готов участвовать в протестных акциях, не повышается. И это говорит о высоком запасе прочности «белорусской модели», которую сегодня с нескрываемым азартом хоронят многочисленные недоброжелатели.
Между тем на фоне тяжелого валютного кризиса заметно выросло давление внешних игроков на Белоруссию. Особенно явственно это ощущается именно сейчас, когда Запад фактически решил исход противостояния в Ливии, сверг режим Муамара Каддафи и получил контроль над ливийской нефтью. Не исключено, что в очереди на «демократизацию» следующей после Сирии и Ирана стоит и Белоруссия с ее «кровавым режимом». Мы видим, что на фоне мирового финансового кризиса западная элита пытается избавиться от всех альтернативных «исторических проектов» – неважно, больших или маленьких, плохих или хороших, эффективных или не очень.
Можно по-разному относиться к «белорусской модели», но нельзя отрицать, что в силу ряда причин она слабо вписывается в выстраиваемую Западом систему. А это значит, что западные элиты будут и дальше использовать любые возможности для давления на Беларусь – с тем чтобы изменить режим в Минске и полностью вписать республику в свой «глобальный проект».
Понимает ли президент Александр Лукашенко эту опасность? Судя по его последним внешнеполитическим шагам, он прекрасно осознает нависшую над страной угрозу. На днях он предложил генеральному секретарю ОДКБ Николаю Бордюже внести поправки в устав организации, позволяющие использовать силы быстрого реагирования этого военного альянса не только для отражения внешних угроз, но и при попытках свергнуть законную власть в странах – членах ОДКБ. Не исключено, что уже в декабре предложение Лукашенко будет принято, и тогда ОДКБ получит дополнительные полномочия. Помните, как в прошлом году этот альянс не стал вводить войска в объятую беспорядками Киргизию, ссылаясь на свой устав? После внесения поправок такая ситуация, скорее всего, больше не повторится.
Часто можно услышать мнение, что Запад и Россия объединили усилия в своем стремлении «дожать» Белоруссию и вписать ее в «глобальный мир» на условиях победителей, причем РФ в этой многоходовке играет подчиненную роль. Вплоть до недавнего времени такой вывод казался очевидным. Уж очень много фактов, заявлений и поступков свидетельствовали в пользу этой версии! Но с недавнего времени Россия вновь стала вести себя как полноценная независимая держава, которая готова оказывать поддержку своему ближайшему союзнику. Во время последней встречи белорусского премьера Михаила Мясниковича с Владимиром Путиным все спорные вопросы между Москвой и Минском были сняты как по мановению волшебной палочки. Это говорит о том, что на белорусском направлении Россия играет в свою игру, не желая поддаваться внешнему давлению и подыгрывать своим геополитическим конкурентам.
Итак, режим Каддафи в Ливии доживает свои последние дни. Может ли дойти очередь и до Белоруссии? Скорее всего, республике придется жить в условиях все возрастающего давления извне, но ливийский или сирийский сценарий у нас вряд ли возможен. Все-таки на Ближнем Востоке существует давняя традиция свержения лидеров – в Белоруссии же таких обычаев никогда не существовало. К тому же хаос в нашей республике неизбежно скажется и на ситуации в России – уж очень тесно наши страны связаны друг с другом. А дестабилизация крупной ядерной страны – слишком опасный сценарий, чтобы его рассматривать всерьез.