Белоруссия собирается приватизировать компании, которые никому не нужны
Белоруссия планирует продать в 2011 году 250 промышленных предприятий. Однако государство не намерено расстаться с собственностью за цену, интересную покупателям. В итоге может получиться так, что белорусские предприятия вообще никто не купит: выясняется, что России они не очень-то и нужны.
Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в интервью журналу «Итоги» рассказал, что Белоруссия собирается продать 250 промышленных предприятий в 2011 году. Вместе с тем он добавил, что предприятия из-за проблем в экономике страны не будут проданы за бесценок.
По его мнению, российский бизнес опасается участвовать в приватизации белорусской госсобственности, в то время как другие страны: Германия, Китай, Швеция – проявляют активный интерес к белорусскому рынку.
Стоит отметить, что Белоруссия существенно завышает стоимость своих госактивов. Так, в четверг стало известно, что Минск оценил рыночную стоимость госдоли – 51% – в белорусско-российском СП ООО «МТС» в сумму 960–970 млн долларов, эта цифра в два раза превышает российскую оценку.
«Российский МТС предлагает нам заплатить за госдолю 400–500 млн долларов. Была проведена оценка, мы сказали, что наш пакет – 51% – стоит 960–970 млн долларов», – сказал председатель госкомитета по имуществу Белоруссии Георгий Кузнецов, передает «Интерфакс».
Он отметил, что в случае если госпакет будет выставлен на аукцион, его стоимость составит 1 млрд долларов. Причем, помимо российского МТС, есть и другие инвесторы, которые заинтересованы в этой сделке.
В настоящее время компания обслуживает в Белоруссии 4,7 млн абонентов. За девять лет МТС инвестировал в развитие белорусского СП 725 млн долларов. Связью МТС обеспечено 97,8% территории Белоруссии, на которой проживает 99,7% населения страны.
Как сообщил Кузнецов, Белоруссия планирует уже этой осенью продать Газпрому 50% акций Белтрансгаза. Стоимость пакета составляет 2,5 млрд долларов.
«На эту сделку навешивается еще очень много дополнительных условий: цены, тарифы и многое другое. Как только все эти сложные вопросы будут решены, сделка пройдет как по маслу», – сказал Кузнецов.
Кузнецов также сообщил, что Госкомимущества подготовил нормативный акт, который прошел согласование в администрации президента Белоруссии, о продаже Несвижского завода медпрепаратов. «Госпакет стоит 400 млрд белорусских рублей, но там большие кредиты, их надо перевести на себестоимость, разобраться с другими проблемами», – сказал он.
Что касается малых и средних предприятий, то от их продажи Белоруссия планирует выручить 620–680 млн долларов в период с 2011-го по 2013 годы.
Вместе с тем Кузнецов отметил, что в настоящее время в Белоруссии в сфере приватизации наиболее остро стоит вопрос переоценки активов готовящихся к продаже открытых акционерных обществ, которые ранее получали поддержку из госбюджета.
«Дело в том, что этими предприятиями, которые ранее получили господдержку в виде субсидий и займов, не был произведен выпуск акций на сумму господдержки. Теперь эти активы нуждаются в переоценке», – пояснил Кузнецов.
Однако как заявил ранее посол России в Белоруссии Александр Суриков, на самом деле реальных действий белорусского правительства по приватизации крупных объектов госсобственности нет.
«У меня от позиции белорусского правительства впечатление какое-то двоякое. Вроде как бы и хочется, и что-то колется», – сказал Суриков в интервью «БелаПАН».
По его словам, реальная продажа может произойти только по Белтрансгазу, поскольку независимую оценку имеет только это предприятие. «Говорить о каких-то переговорах по другим белорусским активам – это просто выдавать желаемое за действительное. Потому что, во-первых, нет главного решения, ведь продажа каждого из этих предприятий должна быть разрешена белорусским президентом. А этого пока просто нет. Во-вторых, каждое из выставляемых на продажу предприятий должно иметь реальную оценку независимых экспертов – это тоже пока не сделано», – сказал Суриков.
Эксперты считают, что белорусские предприятия вообще не интересны бизнесу. «Белорусская экономика убыточна. Есть несколько объектов: пара НПЗ, транзитная газотранспортная система, железная дорога, несколько химических предприятий – только они вытягивают всю экономику. В этом году выставлены 250 предприятий, но они все убыточны. Компании не нужны – они производят продукты не на экспорт, а на внутренний рынок. Это приватизация для галочки», – объясняет замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев.
Однако что-то приватизировать все равно придется. «Дело в том, что по условиям предоставления кредита Белоруссии из антикризисного фонда ЕврАзЭС Минск должен провести приватизацию. На один доллар кредита Белоруссия должна выручить 2,5 доллара от приватизации. То есть Минск обязан провести приватизацию», – продолжил Суздальцев.
Но цены на более-менее ликвидные компании явно завышены, что говорит о нежелании белорусских властей расставаться с госсобственностью. Эксперт говорит, что в этом есть все-таки логика. «Есть полный консенсус и правых, и левых, что госсобственность продавать не надо. Это номенклатурный страх еще с советских времен», – говорит Суздальцев.