Подробности коррупционной схемы при закупках спецодежды, о которой упомянуто в Послании Президента
Обращаясь к народу и Парламенту с традиционным Посланием, Президент упомянул о возмутительной ситуации, когда должностные лица государственных предприятий вымогали взятки у коммерсантов, угрожая создать тем искусственные препятствия в ходе конкурсов на поставку спецодежды.
Какова подоплека этой истории? Подробности корреспондент «СБ» Роман РУДЬ узнал в КГБ.
В начале апреля в гродненской гостинице «Неман» произошел почти рядовой служебный эпизод из жизни оперативников: они задержали с поличным начальника отдела охраны труда «Белэнерго» А. Макаревича, который пытался «заработать легкие деньги», выманивая 12 тысяч долларов у директора одной из коммерческих структур (пока идет следствие, ее название не разглашается). Как выяснилось, это была взятка за создание для фирмы условий, гарантирующих ее победу в конкурсах на закупку средств защиты по заказу госпредприятия. Проведя ряд активных мероприятий, сотрудники КГБ выяснили, что это был не единственный случай. Итогом всей операции стало возбуждение 22 уголовных дел в отношении 19 должностных лиц различных госпредприятий. В КГБ не исключают, что эти цифры могут увеличиться.
Вскрыта хорошо отработанная схема передачи взяток от коммерсантов должностным лицам крупных государственных предприятий и организаций.
Руководители разного уровня за деньги содействовали закупке предприятиями крупных партий отечественной и зарубежной спецодежды, а также средств индивидуальной защиты. Расплачивались за эту продукцию бюджет и сами предприятия, объявлявшие конкурсы на поставку спецовок, касок и респираторов. Победителем в них неизменно оказывались одни и те же коммерческие структуры. Не потому, что их изделия были на порядок качественнее или дешевле, чем у конкурентов. Просто условия конкурсов намеренно подгонялись под конкретную продукцию таким образом, что у конкурентов просто не оставалось шансов на победу. Впоследствии победители радостно отгружали в адрес заводов и комбинатов свой товар, а должностные лица, намеренно подтасовавшие условия конкурсов, не менее радостно клали в карман различные суммы — от 50 до 15.000 долларов.
Схема не нова. Похожим путем не раз происходила преступная спайка поставщиков–бизнесменов и заказчиков с госпредприятий. Но в конкретной истории обращают на себя внимание три момента: масштаб коррупционных схем, их системность, а также алчность должностных лиц, с чьей подачи были организованы устойчивые преступные связи.
В большинстве случаев, как сейчас выясняется, отнюдь не бизнесмены спешили подмазать нужных людей, от которых зависели заказы для госпредприятий. Инициаторами «конкурсного сговора» чаще всего выступали сами начальники отделов и управлений, экономисты и бухгалтеры, другие должностные лица государственных предприятий. Именно они предлагали представителям коммерческой структуры обеспечить безусловные победы в конкурсах на поставку спецодежды и средств защиты. Фактически вымогали взятки за свои неблаговидные услуги. В противном случае обещали создать бизнесменам непреодолимые искусственные препятствия.
Непонятно, куда смотрели ведомственные антикоррупционные комиссии, если взяточничество в сфере закупок годами существовало на таких видных производствах, как Мозырский НПЗ, «Гродно Азот», «СветлогорскХимволокно», «Красносельскстройматериалы», «Минскводоканал», в филиалах «Белоруснефти» и Белорусской железной дороги… Всего в уголовных делах фигурируют более 20 различных государственных предприятий.
Взятки их представителям передавались как минимум с 2013 года. Причем для коммерсантов это занятие постепенно превратилось в рутинную обязанность: скучное, затратное, но необходимое условие ведения бизнеса. Об этом говорит отлаженность коррупционного механизма. За каждым из 14 региональных представителей фирмы была закреплена определенная «зона ответственности» по передаче взяток. Каждый из них ежеквартально истребовал из центра конкретные суммы для «благодарности» должностным лицам — так же обыденно, как запрашивал деньги на моющие средства для офисных туалетов. Всего, как установлено на данный момент КГБ, с 2013 года на взятки руководством фирмы было выделено свыше 1,5 миллиона долларов.
Наконец, об алчности. И наглости, с которой брали мзду нынешние обвиняемые должностные лица. Каждый из них прекрасно понимал, что живет явно не по средствам, выстраивая в элитных предместьях своих городов немелкие коттеджи, которые посещались на недешевых внедорожниках.
Однако никакого стеснения, попыток замаскировать свою непонятную обеспеченность никто из них не предпринимал.
Один из обвиняемых только в последний момент, находясь фактически под наблюдением оперативников, поспешил переписать на родственников свои валютные счета, список которых занимал не один лист. Другой, даже будучи предупрежденным о ведущемся расследовании, не смог удержаться, чтобы не взять очередную взятку. Третий бросился в загул, отмечая новый «финансовый успех», — попросту пропивал незаконно полученную пачку денег… Четвертый польстился на сумму, о которой и писать–то стыдно: детям на завтраки больше дают.
Разумеется, мы еще напишем о развитии этой некрасивой истории. Пока же можно напомнить то, на чем заострил внимание Президент: давать по рукам взяточникам — недостаточно, необходимо устранять сами условия для мздоимства. Очевидно же, что система конкурсов оказалась столь же подвержена коррупции, как и существовавшая ранее система тендеров. Когда уже организация госзакупок и госзаказов перестанет плодить взяточников и станет действительно прозрачной и справедливой? Ведь люди, готовые жертвовать интересами своих предприятий ради личной корысти, как видим, не переводятся…
ВАЖНО ЗНАТЬ! Мера пресечения в виде содержания под стражей к руководителям коммерческой структуры не применялась. Как сообщили в КГБ, это решение принято по двум причинам. Во–первых, они полностью раскаялись и активно сотрудничают со следствием. Во–вторых, это сделано для того, чтобы не нарушалась управляемость возглавляемых ими предприятий. По той же причине, для обеспечения бесперебойной работы трудовых коллективов, не арестовывались счета коммерческих предприятий. Напротив, на имущество и другие активы задержанных должностных лиц наложен арест.