Пьяным за рулем сказали «СТОП». Они услышали?
Пока же некоторых водителей не останавливает даже крайняя мера, которая прописана в законе, — лишение машины. Первых претендентов на конфискацию авто сотрудники ГАИ остановили уже в минувшие выходные — в Минске, Бресте и Гродно. Самое интересное, что горе-водители клялись-божились инспекторам, что понятия не имели ни о каких поправках в законодательство, и о конфискации автомобиля в первый раз слышат. Как будто это незнание (факт сам по себе поразительный, потому как об этих поправках говорили все медиа — печатные, электронные, радио) их освободит от ответственности.
Принятые меры позволили сократить за десять месяцев 2013 года количество ДТП по вине пьяных за рулем — их число в сравнении с аналогичным периодом 2012-го уменьшилось на 30 процентов. С другой стороны, число правонарушений на дорогах, связанных с неадекватным поведением нетрезвых водителей, в последние пять лет росло чуть ли не в геометрической прогрессии.
Ежегодно выявляется более 50 тысяч фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, констатировала «БН» председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова. Если в 2007 году по статье 317 Уголовного кодекса осуждено 1135 человек, то в 2011-м уже 4681, в 2012-м — 3805. Так что очевидно — прежняя система не оказывала необходимого профилактического воздействия на правонарушителей. Виновных либо лишали водительских прав, либо они получали штраф. При внесении предлагаемых законопроектом изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях интересно было посмотреть опыт России, Украины, Латвии, Литвы, Германии, США и других государств. В Латвии, например, за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф до 1600 долларов с лишением права управления авто на срок до четырех лет. В США размер штрафа доходит до 10 тысяч долларов, а лишение прав — вплоть до пожизненного. Так что в Беларуси поправки даже не столь драконовские, хотя и достаточно жесткие. Так и должно быть — люди, по вине которых погибло несколько человек, должны получить соразмерное их деяниям наказание. Обществом и родственниками погибших оно будет восприниматься как справедливое.
В этой связи логичен и правомерен вопрос: а не вызовет ли изменение в законе увеличения числа фактов взяточничества и коррупции в ГАИ? Это ж какие, думает тот или иной участник дорожного движения, перед ними открываются возможности манипуляций буквой закона — только начни с попавшимся пьяным за рулем человеком вести беседу об «отъеме» его личного транспорта, как тот выложит любую сумму, лишь бы нарушение не фиксировали.
— Коррупцию в ГАИ давно уже искоренили, — констатирует на этот счет старший инспектор по особым поручениям управления ГАИ Беларуси Анна Банадык. — Если бы случаи взяточничества были распространены, то они отмечались бы и до принятия закона, и после. Но сегодня говорить о коррупции в ГАИ не приходится. Сотруднику себе дороже скрывать нарушение ПДД и брать за это финансовое вознаграждение. Его ждет увольнение, уголовная ответственность и осуждение профессиональным сообществом, вряд ли потом он сможет найти работу по специальности. А то что некоторых водителей после вступления в силу закона стали чаще тормозить, иначе как совпадением назвать нельзя.
Могу подтвердить: на трассе Минск—Брест в минувшие выходные меня тормозили сотрудники ГАИ несколько раз. Один раз — совершенно справедливо, потому как я, к слову, будучи абсолютно трезвым, превысил скорость на участке, где это запрещено. Уже в процессе разговора с работником ГАИ я понял — один только намек, что мы могли бы решить вопрос «полюбовно», за некую мзду с моей стороны, мог бы привести к крайне неприятным для меня последствиям. Проще было заплатить штраф, чем предлагать взятку. Что уж говорить о тех, кто попадется им пьяным…
«БН» обещает и дальше информировать своих читателей о том, отрезвили поправки иных нарушителей на дорогах или нет.
Константин КОВАЛЕВ, «БН»