Урок для взрослых

Источник материала:  
22.08.2013 — ЧП
В МИНУВШИЕ выходные погибли сразу два ребенка: это еще две детские смерти в ДТП к тем восьми, что случились с начала года. В деревне Пищалово Оршанского района на автомобиле «Ниссан» водитель не справился с управлением, съехал в кювет и ударился в опору линии электропередачи. На заднем сиденье погиб несовершеннолетний. Водитель нарушил ПДД дважды: сел за руль без прав и в нетрезвом состоянии. Второе ДТП в деревне Глазовка Буда-Кошелевского района. Жительница райцентра на автомобиле «КИА» совершила наезд на внезапно выбежавшего со двора своего дома трехлетнего мальчика. Спасти ребенка не удалось. Он гостил у дедушки, который в тот момент занимался домашними делами. В августе-сентябре дети на дорогах гибнут чаще. Что сделано и что нужно еще сделать, чтобы избежать трагических ДТП? Корреспондент «БН» узнавал об этом у представителей ГАИ и Минобразования.

В этом учебном году Госавтоинспекция делает упор на профилактическую работу с водителями и родителями. Она будет строиться по трем направлениям.

Все сотрудники ГАИ посетят августовские педагогические конференции, линейки, посвященные началу учебного года, каждую последнюю пятницу месяца проведут единый День безопасности. Они посетят закрепленные за ними трудовые коллективы и напомнят родителям о правилах перевозки детей, безопасного похода в школу.

— Мы настаиваем, чтобы первоклассники ходили в школу не сами, а с родителями, особенно в первые дни учебного года. Пусть мамы и папы своим примером продемонстрируют соблюдение ПДД, — рассказала «БН» старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык.

Второе направление деятельности ГАИ — совершенствование организации дорожного движения. Дошкольные и средние учреждения образования, общеобразовательные, музыкальные и спортивные школы обследуются на безопасность. Возле школ должны быть тротуары, пешеходные дорожки. Выход со школьного двора без свободного доступа на дорогу: для этого обязательны турникеты. Исправным должно быть наружное освещение. Нововведение этого года — вблизи всех учреждений образования на проезжей части появится надпись «Школа» (пиктограмма, дублирующая знак «Дети»). Ближе к 1 сентября во всех школах должны вывесить маршрут безопасного движения, где прорисован весь микрорайон и все пути движения.

Третье направление профилактической работы — координация заинтересованных организаций. Проведение акций для пешеходов и пассажиров, мам и пап, спортивные, развлекательные праздники. Кстати, с 26 августа по 6 сентября ГАИ проводит специальное комплексное мероприятие «Внимание, дети!» Водители должны ехать с включенным ближним светом фар.

— Конец августа — начало сентября — самый аварийный период, — рассказывает Анна Банадык. — Ребята возвращаются из деревень, других мест отдыха, они отвыкли от интенсивного городского движения, и велика вероятность, что могут попасть под колеса автомобиля. К тому же мамы и папы отвозят от бабушек и дедушек на своих машинах, но не пристегивают и не усаживают юных пассажиров в детское кресло. Взрослые грубо нарушают и другие правила дорожного движения. Очень часто появляются в опасном на дороге месте вместе с детьми. Если в 2005 году 70 процентов ДТП — по вине детей, то в этом году, наоборот. Большинство научили соблюдать ПДД, дети намного прилежнее взрослых.

Где малыши учатся правилам поведения на дороге?

В школе на занятиях по ОБЖ. Недавно ГАИ разработало план воспитательных программ для этого предмета. В игровой форме, на конкретных примерах под каждую возрастную категорию подобраны ситуации. Помимо ОБЖ, есть и дифференцированные факультативные занятия для разного возраста: «Безопасность детей в жизни и быту», «Безопасный велосипед», «Личная безопасность в школе и микрорайоне», «Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении».

Молодежь с головой погрузилась в мировую паутину, в ГАИ учли и это. Создали интерактивную компьютерную программу по ПДД. Ребенок выбирает тему и изучает материал, потом переходит к билетам. Программа безвозмездно передана в школы, используется при приемке контрольных зачетов два раза в год — после и перед началом летних каникул.

— В том, что дети знают правила дорожного движения, мы не сомневаемся, — констатирует Анна Банадык. — Особенно это можно сказать про отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Их можно пригласить в детский сад или на предприятие — дети проведут 15-минутную программу по безопасности дорожного движения. В Беларуси более 3 тысяч таких отрядов. Соревнуются между собой в знаниях на конкурсах. За победу на республиканском — поездка в «Артек» на Всеукраинский слет-конкурс отрядов ЮИД. Занявшая второе место команда ездила на Всероссийский конкурс в Московскую область.

Все помнят происшествие в ноябре прошлого года, когда под колесами автомобиля возле СШ № 23 Минска погиб 9-летний ученик. Главный урок, который извлекли из этого печального случая в Минобразовании, — школы должны быть ограждены от проезжей части.

— Проблема с безопасностью в школах не в обучении детей ПДД, а техническом оснащении, — рассказал «БН» консультант управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Владимир Поддубский. — Если бы школу, где произошло ДТП с ребенком, оградили, трагедии избежали бы. В вопросе безопасности мы занялись не только ограждениями. Столичный регион с интенсивным транспортным движением, большим скоплением людей. Поэтому Мингорисполком решил установить видеонаблюдение, а в отдельных случаях пропускную систему, которая фиксирует приход ребенка в школу и уход.

В регионах видеокамеры не внедряли. Возможно, в индивидуальном порядке с привлечением родительских комитетов камеры устанавливаются, но не так массово, как в столице.

— Установить видеокамеры — это хорошо, но необходимо еще их обслуживать, нужен оператор, который будет следить, управлять — это комплексный вопрос. Когда Минск решит проблему с видеокамерами, возможно, что регионы, по крайней мере, областные центры, пойдут на их установку, — пояснил Владимир Поддубский.

С другой стороны, в регионах практически решили вопросы с ограждениями. Проблемой остается подвоз детей, поскольку финансово затратен. Из 1200 автобусов только 18 процентов отвечают требованиям школьного стандарта. Автопарк нужно обновлять.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

←Ловушка для серых

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика