Роковой поворот
Мир скорбит по гражданам, погибшим в крупнейшей железнодорожной катастрофе в Испании
В городе Сантьяго-де-Компостела – столице испанской провинции Галисия – отменено празднование Дня святого Иакова. Здесь объявлен семидневный траур – самый продолжительный в истории региона. Три дня будет скорбеть и вся Испания. Поезд Alvia, следовавший из Мадрида в город Феррол, на огромной скорости вошел в поворот, накренился и сошел с рельсов. Вагоны с пассажирами выбросило на бетонное ограждение железнодорожной линии.
Страшная скорость
Некоторые очевидцы уверяют, что слышали взрыв. И все же пока основная версия причины случившегося — действия машиниста во время преодоления поворота, где допустимая скорость не превышает 80 километров в час. “Он сказал, что поезд совершал поворот на скорости 190 километров в час, затем назвал цифру 200, после входа в поворот снова сказал: “Иду со 190!”, — опубликовала расшифровку радиопереговоров поездной бригады с диспетчером испанская газета “Эль Паис”. И привела слова машиниста сразу после катастрофы: “Надеюсь, что никто не погиб, это было бы на моей совести”.
В результате аварии погибло не менее 78 человек, еще 131 пассажир получил ранения. Более десяти часов спасатели вытаскивали выживших через разбитые окна вагонов. Президент Беларуси Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично направил соболезнования королю Испании Хуану Карлосу I, испанскому народу, всем родным и близким погибших.
Отказ техники или разума?
Сегодня медики борются за жизнь пострадавших, а дипломаты пытаются выяснить поименный список пассажиров: Испания является одним из мировых центров туризма, и в трагедии могли пострадать приезжие. Увы, у нашей страны непосредственно в Испании своего дипломатического представительства нет. “Консульская служба посольства Беларуси во Франции находится в контакте с испанскими властями для уточнения всех обстоятельств происшествия”, — сообщил начальник управления информации — пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных. По его словам, белорусский МИД делает все возможное для выяснения, не пострадали ли белорусы при крушении в Галисии. Уже известно, что россиян, по данным генконсульства России в Испании, среди пассажиров потерпевшего крушение поезда не было.
Следует отметить, что поезда Alvia пригодны для использования как на скоростных, так и на обычных участках железной дороги, но крушение состава в Сантьяго-де-Компостела произошло как раз на скоростном отрезке. Впрочем, для движения со скоростью “под двести” поезд предназначен не был. “Проходить на такой скорости кривой участок пути — это либо отказ техники, либо преступление со стороны машиниста, — сказал “Народной газете” источник в Минском отделении Белорусской железной дороги. — А может быть, и оба фактора вместе взятые. То есть машинист нагонял упущенное время, превысив порог скорости, а системы управления локомотивом и диспетчеры движения не воспрепятствовали ему в этом”.
Торопитесь не спеша
“В Беларуси отдельные участки дороги позволяют развивать скорость свыше ста километров в час, но в межобластном сообщении она обычно не превышает девяносто, — отметил представитель Минского отделения БЖД. — К тому же скорость свыше двухсот километров в час требует высокотехнологичной инфраструктуры, решения проблемы развязок с безрельсовыми дорогами и специального типа подвижного состава. В России скоростные поезда “Сапсан” ходят лишь пятый год — и уже полсотни погибших под ними. Большие скорости подразумевают большую ответственность. Причем всех”.
И все же скоростное движение на железных магистралях развивается во многих странах мира. Не избежать этого в будущем и Беларуси. Как сообщил недавно заместитель начальника Белорусской железной дороги Валерий Стромук, в нынешнем году на линии Красное — Минск — Брест будут проведены серьезные ремонтные работы. “В настоящее время на отдельных участках указанного направления некоторые поезда могут развивать скорость 140 километров в час, — сообщил он. — Мы планируем повысить эту скорость еще на двадцать”. Впрочем, Валерий Стромук тут же обратил внимание на то, что повышение скорости движения поездов — вопрос, который требует особого комплексного подхода.