Крепите лучше

Источник материала:  
28.03.2013 — ЧП


Для московской полиции это считается рядовым сообщением в криминальной сводке. Для приезжих оно — предмет немалой головной боли. «В Северо–Западном административном округе Москвы задержан гражданин Намазов без определенного рода занятий и места жительства. Он снял несколько регистрационных знаков с автомобилей граждан Молдовы, Грузии, Беларуси с целью вымогательства». Далеко не единичный инцидент. Хищение автомобильных номеров с их последующим выкупом стало масштабным бизнесом в России. За последние полтора года там украдено более 14 тысяч номерных знаков — и это только зарегистрированные преступления, о которых автомобилисты сообщили в полицию. В каждом случае от автовладельца требовали деньги за возврат номеров. В Беларуси их тоже крадут, но совсем с иной целью.


Полиция играет на руку ворам


Почему хищение автономеров в России превратилось в популярную воровскую «специализацию»? Резонов несколько. Например, очень на руку ворам внимание полиции к машинам, передвигающимся без номерных знаков. Это грубое нарушение ПДД, которое карается 5 тысячами российских рублей штрафа или лишением водительских прав на срок от одного до трех месяцев. Причем даже официальная справка о том, что номера украдены, часто не имеет никакого значения для инспекторов ГИБДД. Административное нарушение налицо вне зависимости от его причин.


Понятно, что приезжие автомобилисты никак не могут восстановить или заменить номера, находясь в России, — для этого им следует вернуться домой, миновав многочисленные дорожные кордоны, на каждом из которых придется раскошелиться. Потому и вынуждены соглашаться с условиями вымогателей, обычно оставляющих записку, мол, переведите около 100 долларов на такой–то счет и получите sms–сообщение о местонахождении ваших табличек с номером. Они могут быть заброшены на крышу гаража или беседки в детском саду, спрятаны под соседней машиной, опущены в канализационный колодец. Сняв за день 20 номерных знаков, похитители получают около 2.000 долларов в сутки, не прилагая усилий и особо не таясь: полиция занимается такими делами без охоты. Во–первых, ущерб невелик — какой–то жестяной щиток, который стоит копейки. Во–вторых, и это самое главное, номера не считаются собственностью автовладельца, ему их выдает государство, поэтому уголовное дело о хищении личного имущества возбудить нельзя. За хулиганство похитителей тоже не привлечешь. Именно на эти особенности таких краж обратил внимание депутат Санкт–Петербургской городской думы Алексей Макаров. И предложил ввести уголовную ответственность за снятие автомобильных номеров. Прислушавшись к резонансному выступлению, прозвучавшему в декабре прошлого года, министерство внутренних дел России пообещало, что будет разработан законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за похищение автомобильных номеров. Пока же закона нет, приезжающим в Россию водителям из других государств остается уповать на жесткие крепления вместо обычной пластиковой рамки. Впрочем, металлические шурупы или заклепки тоже не спасают: известны случаи, когда надежно прикрученные номера вырезались вместе с солидными кусками бамперов, и тогда автовладельцам приходилось тратиться еще и на ремонт кузова. Единственно надежный способ сохранить свои номера в чужой столице придумали минчане: вечером они снимают регистрационные знаки и прячут их в багажнике, чтобы утром поставить вновь.


Хищение без выкупа


Крадут ли автомобильные номера в Беларуси? Да, отвечает Олег Савчук, заместитель начальника управления по раскрытию имущественных преступлений главного управления уголовного розыска МВД. Но в нашей стране фактов кражи номеров с целью их последующего выкупа не зарегистрировано. По словам моего собеседника, в основном номера крадут с целью легализации угнанных машин для их последующей продажи в России или Казахстане, пользуясь прозрачностью границ государств Таможенного союза:


— Например, недавно в Брестской области мы задержали гражданина П., у которого в гараже обнаружены документы и номерные знаки для автомобилей, незаконно ввезенных в Беларусь. Знаки оказались как похищенные с легальных машин, так и изготовленные кустарным способом. Интересно, что документы уже были оформлены на подлинные фамилии новых владельцев, то есть автомобили угонялись под конкретные заказы.


По словам О.Савчука, примерно из 10.000 номеров, которые в милицейской базе данных числятся как утраченные, весьма незначительное количество (несколько сотен штук) действительно украдены. Снимают их не только автоугонщики, но порой и бездомные, чтобы сдать в металлолом. Олег Владимирович полагает, что криминальному бизнесу по вымогательству денег за похищенные номера в Беларуси делать нечего:


— У нас ни один подобный факт не останется без внимания, кто потребует выкуп за государственные номерные знаки — немедленно будет вычислен и наказан. Злоумышленник должен знать, что органы внутренних дел приложат все усилия, в том числе технические и оперативные, чтобы отследить любые попытки вымогательства.


А тем, кто отправляется на своем авто в Россию, Олег Савчук советует:


— не создавайте условий для хищения номерных знаков — не ставьте машины в темных местах дворов, ищите место для парковки на охраняемых платных стоянках или хотя бы в зоне обзора камер видеонаблюдения;


— старайтесь максимально затруднить деятельность вымогателей. Номера снимают с тех машин, где крепления хлипкие, где надо отвернуть пару винтиков или отогнуть пластиковую планку. На серьезный крепеж воры вряд ли станут тратить время.


В ГАИ Беларуси мне рассказали, что для Госавтоинспекции не имеют значения обстоятельства, при которых исчезли номерные знаки. Процедура их замены стандартна: заявление в ГАИ, получение нового техпаспорта и номеров, сертификата на прохождение техосмотра. Стоит это 305 тысяч белорусских рублей. Куда меньше суммы, которую требуют вымогатели.

Автор публикации: Роман РУДЬ

←Обнаружен еще один погибший на пожаре в амбулатории в Лунинецком районе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика