Арабские сказки с печальным финалом
Если человек талантлив, он талантлив во всем. К Людмиле Юрченко это высказывание относилось в полной мере. Дама слыла менеджером–виртуозом ресторанного бизнеса, обладала великолепными организаторскими способностями. При этом в совершенстве владела актерским мастерством и была... непревзойденной мошенницей. Яркой, запоминающейся, убедительной. А ведь образования — ни высшего, ни даже среднего специального — не получила. До всего, как говорится, доходила своим умом.
Рестораторши по неволе
Жизнь свела нескольких дам не самого примерного поведения в следственном изоляторе № 4, расположенном по улице Крупской в Могилеве. В отношении каждой из них было заведено уголовное дело. Одна обманула на крупную сумму районную потребкооперацию, другая под видом трудоустройства отправляла девчонок в зарубежные бордели, третья подделала вузовские дипломы. А четвертая отличилась тем, что долгое время брала продукты в одном ресторане для другого. Правда, до кухни ничего не довозила: продавала по дороге, а деньги присваивала. Это и была Людмила Юрченко, служившая до водворения в СИЗО менеджером ресторана. Но в итоге, когда поставщик позвонил ее работодателю, разразился грандиозный скандал.
Все обитательницы следственного изолятора любили шальные деньги. Но Людмила Петровна — особенно. Все мечтала: вот выйду на свободу и открою собственный ресторан, чтобы ни от кого не зависеть. Новые подружки прониклись ее идеей. Решили поучаствовать в бизнесе Юрченко. Людмила принять их в долю согласилась. Ведь для начала любого дела требуется определенный капитал. А публика в камере подобралась со связями: могли одолжить крупную сумму у знакомых бизнесменов, у валютчиков.
Людмилу по праву признали лидером. Найти подход она умела к каждой. К примеру, одна из ее новых приятельниц, Галина, всегда мечтала вместе с мужем учредить собственную фирму, стать в ней полноправной хозяйкой. И Юрченко сразу согласилась оформить ресторан не на себя, а на эту семью.
Галина пообещала, что и она внесет свою долю в предприятие. Заложит квартиру, оставшуюся в Азербайджане: семья выехала оттуда, опасаясь мести многочисленных кредиторов. В общем, все потенциальные «рестораторши» были одного поля ягоды. Видимо, именно поэтому они прониклись таким уважением к самой виртуозной мошеннице.
Первой вышла на свободу Галина и тут же уговорила мужа нанять для Людмилы хорошего адвоката, затратив на это тысячу долларов. С воли Юрченко стали слать передачи.
Медные трубы
Но, несмотря на все усилия будущих компаньонок, после суда Людмила отправилась в колонию на три года. И ее терпеливо дожидались.
Но вот 55–летняя Юрченко на свободе, закипела работа. Ресторан, как и собирались, оформили на Галину, но верховодила в нем Людмила. Подыскивала помещение, закупала оборудование — деньги помогли одолжить обрадованные подружки. В бизнес было вложено 60 тысяч долларов.
Настал день, когда в Могилеве по улице Менжинского открылось шикарное заведение «Аль–Арабия». Экзотика: гостей встречает попугай какаду, у одной из стен — террариум с настоящим крокодилом. На открытие съехались звезды белорусской эстрады. Позже в зале ежедневно звучала живая музыка: привозили оркестр из Быхова.
Дело процветало, а Людмила присматривалась к посетителям. Одного из них, респектабельного бизнесмена, подбила... также открыть ресторан на окраине города. У него же заняла деньги на великолепную посуду для «Аль–Арабии».
Она легко входила в доверие все к новым людям. Минчане ссудили ей 35 тысяч долларов на развитие. Одна беда: деньги «рестораторша» никому возвращать не собиралась. Напротив, влезала в очередные долги.
Увы, не вся выручка проходила через кассу: львиная доля оседала в кармане Юрченко. Компаньонам она говорила, что рассчитывается с поставщиками продуктов. Поставщикам — что деньги потрачены на зарплату работникам.
Кстати, с подчиненными она расплачивалась весьма своеобразно. Поварам и музыкантам выдавала деньги исправно. Охранников же и официанток кормила завтраками: дескать, разбогатею — отдам. Поэтому персонал у нее не задерживался.
Вскоре забеспокоились кредиторы. Долг Людмилы не только не уменьшился, но и вырос еще на 50 тысяч долларов. Юрченко привела контраргумент: если вы меня разорите — вообще своих денег не увидите. Что взять с нищей? Хотите, чтобы заведение работало с прибылью, — еще раскошеливайтесь. И кредиторы, ворча, предоставляли очередные займы. Ведь Людмила умела разжалобить: расплакаться или «упасть в обморок».
Вот так встреча!
Развязка наступила, когда Людмила Петровна попробовала взять у государства беспроцентную ссуду якобы на закупку оборудования. Надеялась получить около 80 тысяч долларов в белорусских рублях. При этом все необходимое давно было куплено: задумывалась очередная афера.
Старший следователь отдела по расследованию преступлений против собственности управления Следственного комитета по Могилевской области Максим Курпаченко вспоминает:
— Юрченко ходила с бумагами по кабинетам облисполкома. На ее беду по своим делам туда же пришли оперуполномоченные милиции, знавшие ее по прошлому делу. Встретили бывшую подопечную в коридоре. Заинтересовались: а что ей здесь надо? И раскрутили.
Всплыло, что она обманывала всех подряд: компаньонов, поставщиков, кредиторов и подчиненных. Учредители фирмы, Галина с мужем, взялись за голову. Им ли не понимать: долги повиснут на семье, Юрченко по документам нигде не проходит. Денег, которые она прикарманила, им не видать.
Ресторан просуществовал всего полгода. Завсегдатаи, успевшие полюбить уютное заведение, до сих пор о нем сожалеют. Положа руку на сердце, несмотря на «причуды» Людмилы, толк в ресторанном деле она действительно знала.
Позже выяснилось, что именно с подачи Юрченко в городе открылось еще несколько отличных ресторанов. Она помогла нескольким своим знакомым наладить в них работу. Сегодня эти заведения пользуются популярностью, у всех на слуху.
Начальник отдела по расследованию преступлений против собственности управления Следственного комитета по Могилевской области Юрий Ковалев и сам удивляется противоречивости этого характера:
— Всегда обидно, когда люди яркие, незаурядные так бездарно распоряжаются собственной судьбой, ломают жизни окружающих. Несомненно, Юрченко могла бы принести немало пользы: организовать досуг горожан, создать новые рабочие места, пополнить казну. А вместо этого «Аль–Арабия», славившаяся музыкальной программой и кухней, закрыта за долги, имущество описано. Компаньоны Людмилы — банкроты по ее вине, а саму «рестораторшу» суд Ленинского района Могилева за мошенничество приговорил к 5 годам лишения свободы. Очень грустный финал.
Кстати, на какие свои прихоти Юрченко потратила деньги, так и остается загадкой. Не исключено, что работала в убыток, не желая признать правды. Во всяком случае, никаких сбережений у нее не оказалось. Не нашлось и предметов роскоши.
Прямая речь
Оксана Соленюк, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области:
— Мошенничество для Могилевщины — не самый распространенный вид преступлений. И все же подобные примеры настораживают. Всегда удивляет доверчивость кредиторов: а под какие гарантии выдавались огромные суммы? Кто видел бизнес–план, другие документы? В вопросах бизнеса неуместны эмоции. Деньги любят счет, и, чтобы потом не кусать локти, всегда нужно заранее просчитывать степень риска.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА